Новости
Произведения
Галерея
Биографии
Curriculum vitae
Механизмы
Библиография
Публикации
Музыка
WEB-портал
Интерактив


88


Главная  →  Публикации  →  Полнотекстовые монографии  →  Гастев А.А. Леонардо да Винчи. - М.: Мол. Гвардия, 1982. - 400 с., Ил. - (Жизнь замечат. Людей. Сер. Биогр. Вып. 9 (627)).  →  88

У стариков голос становится слабым, потому что в старости, весь ход трахеи сжимается таким же образом, как и другие внутренности.Глотка Донато Браманте более не получала из легких достаточно воздуха, и из-за старческих изменений звуки начались хриплыми, в то время как руки после настиг­шего их паралича хорошо не удерживали грифель и дру­гой необходимый архитектору инструмент. Все же Донато успешно распоряжался помощниками, пережигав­шими на известь мрамор древнего Колизея и других ве­личественных и прекрасных построек, мельчайшие частя которых вились в воздухе и мокли в ямах в виде раство­ра. От таких, как Браманте, прозванного за свое усер­дие ruinant — разрушитель, римские древности потерпе­ли не меньше, чем от набегов какого-нибудь племени варваров.Тогда пространство между папским дворцом и перво­начально построенным отдельно Бельведером, откуда, как следует из названия, открывался превосходный вид на окрестность, Донато обводил галереей и из-за охватившей его торопливости заставлял каменщиков, работать ноча­ми. Поэтому в неурочное время раздавалисъ крики ослов и их помощников, доставлявших материал, что тревожи­ло спящих. Однако, без перерыва трудясь, Донато  не только разрушал сделанное другими, но и самого себя, не считаясь, что наступает пора, когда даже при полной бездеятельности человека едва хватает, чтобы поддерживать затухающую жизнь. В конце концов, он настолько ослаб, что оказалось достаточно малейшей простуды, которая и свелa его в могилу. Другие, напротив, наихудшим убийцей полагают безделье — этим служит хорошей поддержкой пример Микеланджело Буонарроти, израсходовавше­го на украшение потолка капеллы папы Сикста столько усилий, сколько иной работник; не истратит до конца дней, и затем прожившею до глубокой старости, продолжая заниматься своим  искусством.Когда живописец проводит долгое время на лесах, выворачивая шею, к телесному неудобству надо прибавить огромное напряжение духа, необходимое, чтобы вообразить, и удерживать в памяти целое, а также придать от­дельным фигурам соответствующее замыслу движение. Оставшийся после этого с искривленной шеей, Микеланджело, можно сказать, вплотную приблизился к величию самого создателя, трогал и, тревожа того, о ком в книге Иона сказано, что оставляет за собой светящуюся стезю и бездна кажется сединою, то есть таинственного Левиафана, чьею игрою с господом некоторые отваживаются на­зывать бытие.Заказчика Сикстинской капеллы папу Юлия II ею враги порицали как смертоносную язву человечества и еще по-всячески честили, а друзья восхваляли, называя избавителем Италии от диких иноплеменников; сам же он однажды сказал венецианскому послу, что он, папа, желает быть синьором и Maстеpoм игры этого мира. Заняв­ший престол под именем Льва X Джованни Медичи не хватал так высоко: «Папство дается нам один раз, — ска­зал этот Медичи, — будем же веселиться и пользоваться им для нашего удовольствия». И если он предпринимал военные действия, не столько им владело намерение объединить государства Италии под властью церкви, как он желал доставить родне привилегии и доходы в Романье и других местах поблизости от его престола. Что же касается украшения Рима и папских дворцов, тут он не уступал рвением предшественнику. Так что мастера, частью разъехавшиеся на время выборов нового папы, скоро стали стекаться к престолу; рыба в садке, ког­да, шумя плавниками и вспенивая воду, торопится и корму.К Микеланджело, Браманте и Рафаэлю тогда присо­единились еще многие и, как можно понять, не слишком дружные между собою, если одновременно возле престо­ла находятся фра Бартоломео, чьего благочестия все прибавлялось, и Содома со своей обезьяной, смешнее и за­нятнее которой нет на свете, а общего между двумя мас­терами только, что оба как могут следуют Леонардо да Винчи. Но не одни живописцы и скульпторы — всевоз­можных других, без преувеличения, вьется здесь целый рой: музыканты, поэты, ученые-латинисты, опытнейшие переписчики и аббревиаторы, чтецы и астрологи, всякого рода гадатели, шуты и иные кривляющиеся, заполнили поры и пустоты папского дворца. В каждом чулане за какой-нибудь занавеской непременно кто-то поселился: потомки Адама, если одарены талантом, по-видимому, ода­ряются еще способностью проникновения в малейшую щель. Разумеется, между такими находятся некоторые обманщики — эти ничего не создают, кроме пустых обе­щаний, хотя, чтобы обманывать других, более доверчи­вых, также необходимо искусство, а следовательно, и да­рование. Да и нелегко распознать, что тут подлинное и приносящее пользу, а что обман и притворство. Неудиви­тельно, что один состоящий при папе поэт, когда состав­лял описание сюжетов к предполагаемым росписям  в папскую виллу, расположенную близко от Рима, матема­тиков с их измерительными приборами поместил заодно с ворами, фальшивомонетчиками, кладоискателями и пастухами, ссылаясь на то, что они все придерживаются бродячего образа жизни.Томмазо Мазани да Перетола, более известный как Зороастро, также оказавшийся в Риме, поступил на служ­бу к своему названному родственнику, одному ид Руччелаи. Если внешность Томмазо прежде вызывала недоуме­ние, с годами он приобрел вид почтенный и довольно вну­шительный. К Аталанту же Меллиоротти время отнеслось пренебрежительно, допустив увянуть чертам его лица, оно не возобновило их ближе к старости с большей резкостью и прямотой, как поступает, желая придать им ве­личие. Но в том или ином виде, судьба вновь собрала их вместе, как бы проверяя прочность привязанности и воз­можность соединения, и могла убедиться, что внешность изменяется быстрее сравнительно с поведением и привычками.Таинственный Левиафан, которым Леонардо развлека­ет этих двоих и еще некоторых близких ему людей или кому они подчиняются и служат, имеет размер не больше ящерицы и изловлен садовником, знающим интерес Мас­тера к животным и желающим доставить ему удоволь­ствие. Крылья этого Левиафана сделаны из кожи, содран­ной с других ящериц, и наполнены ртутью, отчего и трепещут, тогда, как рога и борода искусно вылеплены из носка. Завидев чудовище, некоторые в изумлении отшаты­ваются, а иные убегают прочь.Благодаря громаднейшей практике в увеселении тех, кто, имея средства это оплачивать, надеется, что их ум, тупой от природы, заострится, Леонардо хорошо научился сочетать забаву и поучение. Очищая от жира и остатков пищи кишки холощеного барана, он доводил их до такой тонкости, что они помещались на ладони. Затем он при­креплял один их конец к кузнечным мехам, скрытым в другой комнате, и его помощник надувал эти кишки воздухом, и они заполняли огромное помещение, и каждый теснился к стене или забивался в угол, но тончайшая скрипучая материя и там его настигала. Вместе с возду­хом в бараньи кишки входил также и смысл.- Растягиваясь, — говорил Леонардо, — она уподоб­ляются таланту, который из вещи незаметной и скрытой внутри его обладателя распространяется по всему свету.Однако, чтобы судить о величии славы флорентийско­го мастера, не надо покидать Ватикан и отправляться в далекое путешествие или расспрашивать незнакомых людей — для этого достаточно будет хорошо рассмотреть «Афинскую школу», фреску Рафаэля Урбинского в зале Папского суда. Таким образом, можно будет правильно заключить, кого именно утвердившееся общее мнение по­лагает достойным находиться вместе с Леонардо да Вин­чи и в его обществе и какое положение он занимает среди ныне живущих или умерших и прославившихся в веках, хотя бы те и другие в изображении Рафаэля, да и кого бы то ни было, представляют собой только тень и правдоподобную иллюзию.Поскольку в зале Папского суда находится также биб­лиотека, то, имея в виду количество авторов и несогласно мнении, можно вообразить, что за разноголосица и шум здесь раздавались, покуда живописец не привел все это к стройности. Чтобы попять, как ему это удается, можно представить себе создающуюся цивилизацию в виде музыкального инструмента наподобие многострунной арфы, которая в руках неопытного играющего издает звуки, ско­рее раздирающие душу, чем доставляющие удовольствие слушателям. В то время опытный музыкант, трогая стру­ны в других сочетаниях, добивается приятного, ласкаю­щего звучания; и это потому, что он придерживается правил гармонии и контрапункта, который есть не что дру­гое, как контрапост в применении к музыке, или учение о единстве раздельного, отдаленного и направленного про­тивоположно.Фрески Рафаэля, ограниченные сверху полукружиями сводов, опираются на основания шириной в 12 локтей, так что многочисленные фигуры оказываются не большими половины человеческого роста, а их величие и важность происходят от благородства движений и умелого разме­щения. Напротив «Афинской школы», где собраны муд­рецы и замечательные ученые всех времен, на другой фреске происходит диспут о вере, в котором принимают участие отцы церкви и знаменитые мужи, прославившие­ся на религиозном поприще; а еще третья изображает гору Парнас, откуда раздается пиликанье играющего на лире языческого Аполлона, отчасти заглушаемое голо­сами поэтов, теснящихся возле их покровителя. Весь этот гармонический шум прорезывается подобным звуку тру­бы ужасным криком силена Марсия, с которого Олимпиец содрал кожу с живого, когда тот решился с ним сопер­ничать в исполнении музыки и проиграл — настолько высоко тогда ценили искусство. Сюжет с Аполлоном и Марcием изображен отдельно на потолке, тогда как по левую руку от входа, исполняя роль как бы выразительной му­зыкальной паузы, пребывают в величественном молчании Истина и возле нее, согнувшая дерево как какую-нибудь травинку, Сила и также Умеренность, удерживающая вожжами младенца, подносящего факел знания: это озна­чает, по-видимому, что исследователю и изобретателю в их стремлении к пользе необходимо себя ограничивать. Впрочем, кто однажды продвинулся по этой дороге, того трудно, а порою невозможно остановить, отсюда поражаю­щая воображение массивность оставшихся потомкам тру­дов некоторых знаменитых ученых.Что касается «Афинской школы», здесь естественным образом главенствуют и прежде других привлекают вни­мание фигуры Аристотеля и Платона, хотя, находясь на возвышении и в глубине, размерами они еще уступают другим фигурам, также изображающим замечательных, повсеместно прославленных людей. При этом некоторые фигуры имеют как бы две сущности: Гераклит внешностью напоминает Микеланджело Буонарроти, а в Ар­химеде, наклонившемся с циркулем в рунах, чтобы начертить на полу геометрическую теорему, и показывающем свою лысину, угадывают Донато Браманте. Впрочем, есть и такие, что изображают только самих себя, эти по пре­имуществу помещены здесь по желанию папы или из-за симпатии самого живописца. Между ними Франческо Mаррия герцог Урбино, преемник известного Гвидобальдо Монтефельтро, Федериго Мантуанский и другие вельмо­жи; однако благородством осанки, изяществом и грацией всех их превосходит изображенный Рафаэлем из-за возникшей между ними дружбы живописец Джованни Антонио Бацци, избравший себе возмутительное прозвище Со­дома. Но кто бы здесь ни присутствовал и как бы нароч­но ни обособлялся — а выдающимся, замечательным лю­дям такое желание часто свойственно, — перспективны­ми линиями прочнее крепчайших вожжей все прикрепле­ны и притянуты к Платону и Аристотелю, с важностью вышагивающим в середине и глубине композиции. Пла­тон, если судить по движению указывающего кверху пальца, тогда как в другой руке философ имеет томик с диалогом «Тимей» его сочинения, этот призывает больше исследовать вещи возвышенные и небесные. В то время Аристотель, простерший обернутую книзу ладонь перед собой, как бы свидетельствует о важности земных про­исшествий и их внимательного наблюдения. Таким обра­зом, двое они полностью обнимают возможности науки и управляют другими учеными, поэтому нет большей чести, если кому доверяется выступить в виде одного из фило­софов. Ведь даже и завистники, и прямые недоброжелате­ли Мастера не сомневаются, что он этого заслуживает. А вот кто именно, Платон или Аристотель, оказывается более подходящим сосудом и временным пристанищем для его интеллекта, тут меньше согласия. Кто полагает, буд­то Леонардо удобнее фигура Платона, аргументируют как раз этим указательным жестом, который прямо считает­ся собственноручной подписью Мастера на его произве­дениях, если припомнить ангела в миланской «Мадонне» для францисканцев св. Зачатия, Фому в «Тайной вечере» или Анну с картона для Аннунциаты. Также и другими внешними приметами Платон больше ему подходит: рас­пределившаяся волнами длинная борода, брови, подоб­ные устраиваемым на крышах для стока дождевой воды карнизам v далеко выступающие — все это похоже. Что касается ястребиного взгляда, то на расстоянии, с какого рассматривают живопись на стенах, трудно увиден, зра­чок paзмером не более просяного зерна.Кто наслаивает между тем на воплощении Мастера в фигуре Аристотеля, тот ссылается на некоторые его враж­дебные взгляды относительно флорентийских платоников и наблюдательность к низменному. Без ответа остается вопрос: почему бы не изображать Леонардо и других, вы­дающихся из общего ряда, в виде самих себя, что реши­тельно искореняло бы всякую двойственность и мерцание, когда через внешность одного человека просвечивает чья-то другая, третий подразумевается и еще четвертый под­мигивает?

На это можно предложить следующее рассуждение. Всякое суживание и, так сказать, приведение к самому себе в действительности есть умаление великого челове­ка: новизна вспыхивает внезапно на перекрестиях неви­димых лучей, протянутых к другим изобретателям и ис­следователям, жившим прежде, ныне живущим и тем, кто появится в будущие времена. Поэтому новизна есть, с одной стороны, всецело свое и ни от кого не заимствован­ное, с другой — всецело чужое, это как посмотреть. Прав­да, необходимо учитывать, что из тысячи окон, если кто-нибудь из находящихся в доме повернет раму, открывая его или закрывая, только одно внезапно па короткое вре­мя вспыхивает отраженным спетом солнца, и среди мно­жества скрещений немногие дают новизну, тогда как другие остаются бесплодными.





 
Дизайн сайта и CMS - "Андерскай"
Поиск по сайту
Карта сайта

Проект Института новых
образовательных технологий
и информатизации РГГУ