Новости
Произведения
Галерея
Биографии
Curriculum vitae
Механизмы
Библиография
Публикации
Музыка
WEB-портал
Интерактив


75


Главная  →  Публикации  →  Полнотекстовые монографии  →  Гастев А.А. Леонардо да Винчи. - М.: Мол. Гвардия, 1982. - 400 с., Ил. - (Жизнь замечат. Людей. Сер. Биогр. Вып. 9 (627)).  →  75

Когда ты срисовываешь или начинаешь вести какую-нибудь линию, смотри, на все срисовываемое тобой тело и отмечай, что именно встречается с направлением нача­той линии,Латинское curriculum vitae переводится как жизне­описание или биография, а точнее — жизненный круг, тогда как отдельно curriculum означает быстрое движе­ние, бег и также круг в конном ристалище, иначе гово­ря, в соревновании на ипподроме, когда само собою на­прашивается сравнение с быстротекущею жизнью. Но чтобы не сетовать без пользы на ее быстротечность — а это, правду говоря, довольно пошлое и легкодоступное занятие, — лучше подумать о том, что за кругом в риста­лище может следовать еще другой круг, после — третий и как угодно много затем в зависимости от взятой ди­станции. Так же и колесница жизни необязательно после первого круга сворачивает на кладбище; напротив, по его завершении человек достигает наибольшей зрелости и силы, когда он не только надеется на будущее и стро­ит предположения, но способен пережить, то есть другой раз прожить в воображении, свое прошлое. Боль­ше того, благодаря способности одновременного цельного видения человек получает как бы несколько жизней, а досадная краткость существования восполняется его ши­ротой. Когда Леонардо кружным, окольным путем воз­вращался на родину, curriculum vitae — жизненный круг — подставлял взгляду примеры распространившей­ся прежде и впереди него силы влияния; при этом Ве­неция сравнительно с ближайшими Милану областями, как Феррара или Мантуя, оказалась наиболее восприим­чивой.Поневоле робеешь, рассматривая принадлежащее бес­ценному нашему Вазари жизнеописание венецианского живописца Джорджо Барбарелли, прозванного Джорджоне, что значит Джорджонище, и видя прозорливость судьбы, даровавшей ему способность к живописи и одно­временно другие способности, склонности и пристрастия, в целом составившие картину, настолько сходную с об­ликом Леонардо да Винчи, что было бы неправдоподобно, если бы этот Джорджоне и в творчестве не обратился к  манере великого флорентийца. «Джорджоне, — расска­зывает Вазари, — услаждался игрой ни лютне столь усердно и со столь удивительным искусством, что его игра и  пение почитались божественными, и благородные особы нередко пользовались его услугами на музыкаль­ных собраниях». Если же не нашлось, другого Вероккио, который изобразил бы его в виде библейского Давида, развлекавшего, как известно, игрою на арфе царя Саула, он сделал это сам в превосходнейшем автопортрете, по живописи и колориту кажущемся, словами Вазари, со­вершенно живым. Джорджоне имел исключительную склонность к загадкам и ребусам и для немецкого по­дворья в Венеции исполнил фрескою роспись, о которой Вазари, человек хорошо образованный, говорит, что он никогда не мог понять этого произведения и, сколько бы ни расспрашивал, не встречал никого, кто бы его понял. Замечательно, что среди многих необыкновенных вещей и диковинных сочетаний, имеющихся в этой росписи, есть мертвая голова лошади, поместившаяся возле музыкаль­ного органа. Спрашивается — как тут не вспомнить Леонардову лиру ди браччо и ее украшение в виде лоша­диного черепа?«Джорджоне, — сообщает далее биограф, — довелось увидеть несколько произведений руки Леонардо в манере сфумато, и эта манера настолько ему понравилась, что он в течение своей жизни постоянно ей следовал, в особен­ности подражая ей в колорите масляной живописи и находя вкус в высоком качество работы». А ведь это по­следнее означает не что другое, как совершенно новый подход к работе в искусстве, когда, подобная губке, жи­вопись напитывается тончайшими философскими рассуждениями и как самая чувствительная струна откликается изгибам и движениям души живописца. Не потому ли Джорджоне оставил после себя не больше досто­верных работ даже сравнительно с великим тосканцем, прославившимся, можно сказать, их малым количе­ством?Что касается колорита, в произведениях Джорджоне распустились и расцвели качества, прежде появившиеся у Леонардо в виде бутона садового цветка, представляющегося зеленоватым, хотя сквозь его набухающую кожуру просвечивают более яркие лепестки. Кажется, изучивший с большим прилежанием параграфы «Тракта­та о живописи» — что невозможно, поскольку в виде отдельных листов и разрозненных записей они тогда хранились, в сундуках у их автора, — Джорджоне не так перенял внешность и приемы рассеяния, или сфумато, как самую суть новизны: тончайшие изменения цвета, подобные возникающим на поверхности раскаленного куска железа при его остывании побежалостям. Таким образом, в какой-нибудь драпировке, помимо первоначального цвета и ее места в пространстве относительно глаза, принимает участие и отражается путем рефлексов бесконечное разнообразие мира.Венецианский живописец Джорджоне также показал изумительные возможности настоящего, не метафориче­ского зеркала в картине, представленной Вазари следующим образом: «Он написал обнаженную фигуру мужчины со спины, а перед ним на земле источник прозрачнейшей воды, в которой он изобразил его отражение спереди; с одной стороны находился вороненый панцирь, который тот снял с себя и в котором виден был его пра­вый профиль, поскольку на блестящем вооружении ясно все отражалось; с другой стороны было зеркало, в кото­ром видна была другая сторона обнаженной фигуры». Во всем этом Вазари справедливо усматривает необык­новенное остроумие и фантазию автора. Но сюда надо еще прибавить, как очень важное, радость и полноту или, если угодно, радость от полноты, от возможности многостороннего  дальнего видения и разрешения касаться все­го, чего пожелаешь, и проникать куда вздумаешь.С наступлением нового века, чему истекло уже боль­ше трех месяцев, Венеция не преодолела уныния и стра­хи, охвативших ее при известии о кораблях Васко да Гамы, в сентябре 1499 года возвратившихся в Лиссабон из плавания в Индию вокруг мыса Доброй Надежды. Дальняя, однако, наиболее удобная дорога для торговли с Востоком оказалась у португальцев, тогда как до тех пор св. Марка не имела в этом соперников. Граждане чувствовали себя оскорбленными и униженными, как если бы, однажды проснувшись, застали Адриатику высохшей и отвратительные морские чудовища ползали бы, издыхая, по ее дну. Высоко вознесшийся на постаменте возле церкви Петра и Павла бронзовый всад­ник Вероккио, казалось, вновь изменил выражение лица, страшно подвижного: из торжествующего оно стало саркастическим и злобно насмешливым. Тем более султан Баязет еще и захватил важнейшую для венецианцев пристань в Греческом архипелаге — Лепанто и, удерживая пленных, надеялся на выкуп. Вот тут бог послал венецианцам Леонардо с его изобретательностью.Прежде он никому не сообщал о своем способе оста­ваться под водой столько времени, сколько можно про­быть без пищи, объясняя такую осторожность злой природой людей, которые станут использовать этот способ для убийств на дне моря, проламывая днища кораблей и топя их вместе с матросами. Но, возмущённый жестокостью турок, Мастер, как и они, позволил себе посту­питься правилами милосердия. Если согласно его пред­ложению два медных бурава наподобие тех, которыми просверливают винные бочки, только больше размером и соединенные цепью, скрытно путешествующими по мор­скому дну охотниками будут ввинчены в днища кораб­лей, рядом стоящих у причала, то, торопясь выйти из гавани из-за нарочно поднятой тревоги, эти вражеские ко­рабли погубят себя сами.Хотя родственники и друзья захваченных турками пленников согласились какие бы ни было расходы при­нять на себя, из сотрудничества с Леонардо венецианцы не извлекли ожидаемой выгоды. Причиною этому была их медлительность, поскольку даже и худое решение, если принять его быстро, приносит больше пользы сравнительно с наилучшим, которое — тогда как время и неприятель не ждут — служит по преимуществу поводом для партийной распри и средством тщеславных людей показывать глубокомыслие. Поэтому, удивляясь, что Ма­стер не колебался предложить, услуги султану, незадолго до этого желая ему навредить, трудно не согласиться, что единодержавный монарх если действует, то с боль­шей решимостью, а вознаграждая полезного ему работ­ника, не бывает чрезмерно расчетлив.Я, Твой раб, размышляя о способах устройства мельниц, нашел средство соорудить такую, которая действовала бы без воды, а одним ветром. И моя мельница не только дешевле, так как не понадобится плотина, но и из-за того, что может быть поставлена всюду, где только дует ветер, намного удобнее.Также Леонардо предлагает султану устройство для осушения трюмов, где скапливается вода, не нуждаю­щееся в двигателе помимо движения самого корабля. Затем Мастер выражает согласие исполнить какое бы ни было давнее намерение повелителя турок, если прежде этого не сумел сделать, — должно быть, он имеет в виду широко распространившийся слух о попытках султана навести громаднейший мост через залив Золо­той Рог, а именно из Перы в Константинополь, Если бы султан тогда откликнулся Мастеру, сооружение просла­вило бы такого правителя по всему свету на долгое вре­мя, как других власть имущих Колосс Родосский или маяк в Фаросе; при ширине моста в 40 локтей и длине в 600 проект Леонардо предусматривал высоту в 70 локтей, чтобы пропускать корабли с наиболее высокими мачтами.За проведенное в Венеции время около месяца Лео­нардо размышлял и производил измерения, ради кото­рых сюда прибыл, надеясь определить объем легкого, ка­ким дышит земля, от чего, если верна аналогия с лег­кими человека, бывают приливы. Результат получился обескураживающий: выходило, что этот объем равен 3671/2 кубического локтя: для громадных масс воды, при­водимых в движение, смехотворная величина. Остается добавить, что в ходе исследования Мастер или спешил или был заранее взволнован несообразностью, о которой догадывался, и поэтому при исчислении допустил забавную ошибку, когда умножая 12 часов — таков интервал между приливами -- на 270, то есть на количества вздохов у человека за час, получил 2940.



 
Дизайн сайта и CMS - "Андерскай"
Поиск по сайту
Карта сайта

Проект Института новых
образовательных технологий
и информатизации РГГУ