Новости
Произведения
Галерея
Биографии
Curriculum vitae
Механизмы
Библиография
Публикации
Музыка
WEB-портал
Интерактив


65


Главная  →  Публикации  →  Полнотекстовые монографии  →  Гастев А.А. Леонардо да Винчи. - М.: Мол. Гвардия, 1982. - 400 с., Ил. - (Жизнь замечат. Людей. Сер. Биогр. Вып. 9 (627)).  →  65

Итак, живописец, смотри хорошенько на ту часть, ко­торая наиболее безобразна в твоей особе, и своим учень­ем сделай or нее хорошую защиту, ибо если ты скотоподобен, то и фигуры твои будут казаться такими же не­осмысленными. И подобным же образом каждая часть, хорошая или жалкая, какая есть в тебе, обнаружится от­части в твоих фигурах. Как око бури просвечивает сквозь кристалл, так, поместившись в апостолах, просвечивают правильные те­ла, которые описаны в геометрии древних вместе с их качествами, — говорил, обращаясь к Мастеру, начитанный в философии камердинер Джакопо Андреа Феррарский.— Тщательно и терпеливо подражая природе, ты создал произведение возвышенное, тогда как другие пребывают мыслию на небесах, но и их произведениях видна смерт­ная скука. Твои же апостолы бодрствуют и горячатся, так что, приближаясь к картине, поначалу видишь подобные бурям, случающимся в безоблачном небе, движение и свет. И, еще не уяснив их причины, зритель бывает охва­чен воодушевлением.Джакопо Андреа устанавливал стекло, отдалившись настолько, чтобы через него картина была видна це­ликом, и обводил границы такого намного уменьшенного изображения. Получался прямоугольник, длинная сторо­на которого вдвое превышала короткую, а в пересечении диагоналей оказывалась голова Иисуса. Хотя между преступниками наиболее опасны ворующие изобретения и всевозможные остроумные выдумки, тщеславие побеждает предусмотрительность, и ставшим вокруг монахам и  послушникам, между которыми есть любознательные. Джакопо Андреа объясняет, что модулем, ради которого он предпринял исследования, служит радиус малых лю­нетов, видных в верхней части стены. В треугольнике со сторонами, равными модулю, помещается фигура Спасителя, а в его вершинах оказываются голова и ладони. Полуокружностями, радиус которых также измеряется моду­лем, двенадцать апостолов охвачены по трое; при этом Фаддей и Варфоломей один напротив другого на торцевых сторонах стола спинами укрепляют полуокружности изнутри.Другие ученые друзья Леонардо также пытались проникнуть в пифагорейский смысл великого произведения; иной бьется долгое время, так и эдак приноравливаясь  своим инструментом, и не расспрашивает Мастера из гор­дости, зато, обнаруживая какую-нибудь закономерность, достойную, по его мнению, чтобы распространяться о ней по всему свету, похваляется и важничает. Регент соборного хора флорентиец Франкино Гафури, человек остро­умнейший, нашел, что перспективное сокращение или шаги, какими удаляются в картине Леонардо потолочные палки, в своем уменьшении соотносятся как секста, квартa и терция.Когда в 1494 году францисканец Лука Пачоли из Борго сан Сеполькро издал «Summa arithmetics», составлен­ную для молодого герцога Гвидобальдо Урбинского, Лодовико Моро призвал его в Милан, куда он спустя время прибыл, чтобы здесь приступить к трактату «0 боже­ственной пропорции". В противоположность другому известному францисканцу, а именно настоятелю капеллы св. Зачатия отцу Бартоломео, чья внешность беспрерыв­но была разрушаема недостатками его характера, полное свежее лицо фра Луки Пачоли показывало при его летах, насколько дружеская доброта, трудолюбие и смиренная благодарность создателю сохраняют сосуд, в котором содержатся. Недаром основатель их ордена учит, что злобные живут беспорядочно, быстро дряхлеют и изнаши­ваются сравнительно с добрыми людьми, понимающими справедливость не исключительно в целях собственной выгоды. И напрасно утверждение Вазари, будто Лука бес­совестно обобрал своего земляка и преподавателя Пьеро делла Франческо, живописца, опытнейшего математика и знатока перспективы, хотя бы важнейшие части написан­ных на народном языке трактатов Луки Пачоли суть пе­ревод из латинских сочинений этого Пьеро, его настав­ница.Существенное достоинство ученых рассуждении Луки Пачоли, когда он бывает самостоятелен, хорошо видно там, где он сводит различные вещи и находит аналогию, если даже другой человек ничего подобного не замечает. Таким образом, францисканца в его рассуждениях следует решительно уподобить птице, не смущаясь расстоя­нием прыгающей с ветки на ветку в поисках корма. С этим соглашается каждый, кто ознакомился с тракта­том «О божественной пропорции», приведенным его авто­ром к окончанию примерно в то время, когда Леонардо велел разобрать леса перед «Тайною вечерей». Перечис­ляя тринадцать свойств пропорции, Лука замечает, что таким было число лиц, присутствующих на трапезе; а ко­гда он рассматривает пять соответствий пропорции с бо­гом, то в четырех находит аналогию с небесными до­бродетелями, которых столько же. Отсюда Пачоли при­ходит к простым телам и далее, к четырем элементам: земле, воздуху, воде и огню. Остающееся пятое соответствие францисканец приводит к додекаэдру, ограниченно­му двенадцатью пятиугольниками, тому из пяти правиль­ных тел, которое согласно Платону прямо соотносится с небом. Всех же фигур, рассматриваемых Лукой Пачоли, оказывается более тридцати, поскольку  между ними имеются произошедшие от первоначальных путем усече­ния или добавления. Поэтому, если кто попытается, как это удалось Леонардо, иллюстрировавшему трактат Лу­ки Пачоли, с помощью линейки и циркуля построить икосаэдр, то есть фигуру с двадцатью треугольными гранями, а затем, отсекая вершину каждой из составляющих пира­мид построить икосаэдр абсциссус, или усеченный, где шестиугольные грани чередуются с пятиугольными, а по­том, действуя противоположным образом и выстраивая пирамиды на гранях икосаэдра, показать икосаэдр элеватус или — еще лучше — фигуру, которая получается при одновременном усечении и наращивании через одну гра­ней десятигранника, то есть гекосаэдр абсциссус элеватус, то, имея в виду, что каждую из понадобившихся для трактата Луки Пачоли фигур Леонардо строил в двух ви­дах; солидус, полную, и вакуус, порожнюю, как бы сделанную из прозрачного материала, — этот человек отчасти поймет, какие здесь нужны терпение и муравьиная тщательность.Впрочем, Леонардо взялся за безвозмездную, невыгодную для него работу не из одних только дружеских чувств к Луке Пачоли, с которым близко сошелся, но и ради того, что тот преподавал ему геометрию по Эвклиду и некоторые разделы математики, как умножение корней. Мастеру стало сорок пять лет, и оказались видными недостаточность и неравномерность образования, когда он усваивал тончайшие вещи из философии, правда, скорее, в изложении Джакопо Андреа, феррарца, чем из первоисточников, поскольку его латыни для этого не хватало, но имел пробелы в других науках, преподававшихся юношам и всем желающим в университетах.Платон полагает, что, как существует искусство фило­софствующих и искусство не философствующих, так есть две арифметики — купцов и философов и две геометрии — строителей и ученых. Особый раздел «Суммы об арифметике, геометрии, пропорциях и пропорциональностях», изданной в Венеции в 1494 году, Пачоли отвел двойной итальянской бухгалтерии, отцом которой считается. Будучи сам человеком сообразительным в житейских делах, бережливым и расчетливым, Пачоли не растекается мыслию, но, но довольно толково излагает суть дела, и его при­зеры опираются на действительные возможности практики. Но как некоторые верующие чем усерднее отбивают поклоны и крестятся, тем чаще нарушают заповеди божьи вне храма, когда маэстро приступает к чистой теории, он не связывает себя и малейшим правдоподобием. Так, разбираясь с корнями, умножению которых он обучал Леонардо, Лука Пачоли приводит задачу о путешествиях: торговец столько раз путешествовал, сколько у него вначале было дукатов, спрашивается, сколько он совершил путешествий, если при каждой отлучке количе­ство дукатов удваивалось и, в конце концов, стало их 90. Ответ поражает странностью: число путешествий оказы­вается равным 1+sqrt(4+1/4)*; в другой похожей задаче ответ выглядит следующим образом:                                  324733/63308 + sqrt(7164348177/4007902864). Если все же принять, что Лука каким-то образом пытается сблизить две математики — купцов и философов, смесь получается искусственная и непрочная, как масло с водой. С другой стороны, кажется, что подобной абстракцией и равнодушием к смыслу, за нею скрывающемуся, Лука показывает себя большим математиком сравнительно с Леонардо да Винчи. Мастер с его склонностью к целым простым числам, когда наимельчайшая дробь представляет собой 1/4 в пропорции трения, к простейшим зависимостям (настолько, насколько или чем больше, тем меньше), к притворному бумажному строительству, над которым потешался Платон («построим четырехуголь­ник», «проведем линию», «произведем наложение» и так далее), как бы ни сцеживал сквозь ячеи своей верши всю великолепную жизненность, желая остаться с невидимыми волосяными линиями, обозначающими не более чем на­правление силы и тяжести, отодвинутое остается в виду, хотя бы и где-то на горизонте воображения. Больше того, от громоздящихся облачных гряд в долину абстракции всякими путями проникает сырость действительности по аналогии с тем, как в приготовленную Марко д´0джоне с помощью чертежного инструмента пристройку к тра­пезной делла Грацие Мастер вводил как бы клубящуюся туманную влагу, угольную пыль, из которой затем обра­зовались апостолы. Если же через их внешность, как утверждает Джакопо Андреа, просвечивают правильные тела, это, по-видимому, надо понимать таким образом, что все разнообразие жизни непременно сводится к научным законам и ни подчиняется.____________________

* sqrt – квадратный корень.





 
Дизайн сайта и CMS - "Андерскай"
Поиск по сайту
Карта сайта

Проект Института новых
образовательных технологий
и информатизации РГГУ