Новости
Произведения
Галерея
Биографии
Curriculum vitae
Механизмы
Библиография
Публикации
Музыка
WEB-портал
Интерактив


43


Главная  →  Публикации  →  Полнотекстовые монографии  →  Гастев А.А. Леонардо да Винчи. - М.: Мол. Гвардия, 1982. - 400 с., Ил. - (Жизнь замечат. Людей. Сер. Биогр. Вып. 9 (627)).  →  43

— Один лик божий валяется в трех по порядку разложенных зеркалах: в ангеле, в душе и в теле мира, — говорил Марсилио Фичино, наибольший платоник — собиравшихся вокруг братьев Медичи, и его лицо, постное и утонченное, еще вытягивалось. — Блеск и красота божьего мира, так отраженные, должны быть названы всеобщей красотой, а всеобщее устремление к этой кра­соте должно называться любовью.Люди попроще имели другие способы приблизиться к божескому через любовь, имея руководителя, как Екатерина Сиенская. Известная в те времена духовидица перед кончиною сообщила, что де Христова невеста вступает на ложе своего жениха, называла Иисуса сладчайшим возлюбленным рыцарем и еще по-всячески, в чем некоторые ханжи усматривали неприличие. Наконец, третьи исходили из Дантовой «Новой Жизни», где Поэт с присущей ему силон показывает, как таинственный Амор является то в виде юноши в красной одежде, то в белой, то пламе­неющего облака или, внезапно утрачивая какие бы ни было признаки, внедряется в душу в качестве универсальной причины. Но все равно соглашаются, что этот князь Амор, или Любовь, управляет и господствует в громаднейшей области и его воля объединяет множество подданных. И неудивительно, если люди разного состоя­ния и привычек, невежественные и хорошо образованные, все горячо обсуждают сердечную привязанность младше­го Медичи.Симонетта Веспуччи, урожденная Каттанео, имела плоскую, даже впалую грудь, а живот выдавался как у беременной и нос был велик, однако же, подчиняясь вну­шению Медичи, граждане Флоренции считали ее образ­цом красоты и прелести. Симонетта была замужем за Мар­ко, сыном нотариуса Анастасио Веспуччи, второй сын которого. Америго, дал имя Америке, открытой Христо­фором Колумбом. Хотя Симонетту можно было назвать возлюбленной Джулиано Медичи только в идеальном смысле, семейство затаило на него вражду и, поддержи­вая заговорщиков Пацци, способствовало его гибели. Между тем, незадолго до этого Симонетта внезапно умерла, и многие оплачивали ее смерть, будучи в уверенности, что в таких людях отражается лик божий и созерцающие по­добную красоту коротким путем сообщаются с небом.В отличие от Лоренцо, которого называют самым без­образным человеком в Италии, Джулиано очень красив: кожа у пего нежная и белая и без малейшего румянца, а взгляд приветлив, тогда как в выражении Лоренцо вид­на язвительная насмешка. Движения младшего Медичи плавны и неторопливы, Лоренцо же во всех действиях резок и быстр, и, покуда Джулиано убивался и вздыхал, Лоренцо написал большое количество сонетов на смерть Симонетты Веспуччи, где показал себя таким же огорчающимся и влюбленным, как его брат. В красивых бла­гозвучных стихах Лоренцо сообщает читателю спои пе­реживания с поэтической топкостью, в то время как в написанных прозою комментариях рассматривает их более подробно, приводит примеры и аналогии и разъясняет темные места.Пропорция, в какой соотносятся проза и стихи, у Лоренцо примерно такова же, что и у Данте в его «Новой жизни», или у провансальских трубадуров. Этот жанр, называемый прозометрией, не Лоренцо придумал, и он встречается в поэтической практике задолго прежде него. И все же, имея предметом исследования собственную душу и вокруг нее только и обращаясь, автор находит нужным оправдываться. «Мне не кажется, — рассуждает Лоренцо, — что в толковании событий, происходящих в моей душе, есть что-нибудь зазорное. Напротив, это дело из всех наиболее стоящее и дает наилучшие плоды, что доказывают многочисленные ошибки и нелепости, допу­щенные комментаторами чужих произведений, поскольку они достовернее изображают самих себя, нежели то чужое, о чем берутся судить. Тогда как собственная ду­ша и ее произведения легко доступны владельцу и сами себе открыты».И тут наиболее существенно, как автор показывает, чем является для поэта окружающий его мир, а именно тем, чей для влюбленного звон церковного колокола или журчание ручья, поскольку этот влюбленный, куда свое ухо ни обратил бы, отовсюду в него проникает имя, пред­почитаемое им среди прочих. Касаясь зрительных образов, Лоренцо замечает, что, глядясь в светлую  прозрачную воду, как в зеркало, влюбленный находит там то, к чему имеет неодолимое влечение, а обращаясь к облакам, и между ними усматривает предмет своей склонности. Выходит, как душа человека правильно называется зеркалом при­роды, так и природа отчасти, в известных обстоятельствах, есть зеркало души человека. Но если произведение поэтического искусства непременно отвечает своему создателю, наиболее правдоподобно показывая его самого и его намерения, почему не отнести это к благороднейшей живописи?Я не премину поместить среди моих наставлений новоизобретенный способ рассматривания, хотя он может показаться ничтожным и почти что смехотворным. Это" бывает, если ты рассматриваешь стены, запачканные разными пятнами, или камни из равной смеси. И если тебе нужно изобрести какую-нибудь местность, ты сможешь там увидеть подобие различных пейзажей, украшенных горами, реками, скалами, деревьями, обширными равнинами, долинами и холмами; кроме того, ты сможешь там увидеть разные битвы, быстрые движения странных фигур, выражения лиц, одежды и еще бесконечно многие вещи, поскольку с подобными стенами и смесями происходит то же самое, что и со звоном колокола, — в его ударах ты найдешь любое имя или слово, какое ты себе вообразишь.Первоначальную идею, подобно мягкой глине, один изобретатель перенимает от другого для обработки, и тут в ее податливой мягкости возникают как бы различные выражения лица: от высокоумного божеского до шутов­ского или нарочито простецкого. Данте, намеревавшийся прославить любовь как одну из частей философии, гово­рил, что во всяком действии главное сделать других по­добными себе, отчего, заключает поэт, «мы видим, как солнце, посылая лучи на землю, превращает вещи в свое светоносное подобие в той мере, в какой они в силу соб­ственного предрасположения способны воспринять его свет».Лоренцо отчасти приспустил идею с небес и, избегая нарочитого мудрствования и натянутых аналогий, часто свойственных Данте, приблизил к цветущим лужайкам возле Флоренции. Леонардо применил идею взаимодей­ствия к живописи, тогда как Сандро Боттичелли заранее осмеял его довольно осторожные рассуждения и вывер­нул наизнанку, после чего первоначальная идея оказалась глубоко скрытой под нищенской одеждой, так что Лео­нардо ее не признал в таком виде и гнал со двора, подобно недоверчивым домочадцам, не признающим вернувшегося   после   долгого   отсутствия блудного сына.Если кому-нибудь не нравятся пейзажи, то он счита­ет, что эта вещь постигается коротко и просто. Как го­ворил наш Боттичелли, достаточно бросить губку, напол­ненную различными красками, в стену, и она оставит на этой стене пятно, где будет виден красивый пей­заж. И этот живописец делал чрезвычайно жалкие пейзажи.Древний Платон справедливо указывает, что одно только широкое распространение какой-нибудь вещи не служит причиною, чтобы ее отрицать: хорошо владея ла­тынью и греческим, Лоренцо Медичи свои поэтические произведения, как и комментарии к ним, писал на тоскан­ском наречии и его восхвалял. Громадное большинство населения не только не знает латыни и тем более грече­ского, но, выучившись читать на тосканском, из-за отсут­ствия необходимости или досуга этим не пользуются, так что лучше дать им выучивать наизусть и со слуха. Пред­лагая образованным людям более изысканные кушанья, Лоренцо не жалеет старания и времени придумывать к карнавалам и праздникам, чему во Флоренции нет числа, диалоги, игры и песенки; принято, чтобы сообщество, или конгрегация, — будь то девственницы, бедные невесты, куртизанки или кормилицы, — имело каждый раз новую песенку, Флоренция же с охотою распевает стихи, кото­рые сочиняет ее поработитель и узурпатор народного су­веренитета, а сам он, нисколько не важничая, отплясывает вместе с другими.



 
Дизайн сайта и CMS - "Андерскай"
Поиск по сайту
Карта сайта

Проект Института новых
образовательных технологий
и информатизации РГГУ