Новости
Произведения
Галерея
Биографии
Curriculum vitae
Механизмы
Библиография
Публикации
Музыка
WEB-портал
Интерактив


ЧАСТЬ ВТОРАЯ


Главная  →  Публикации  →  Полнотекстовые монографии  →  Жданов Д.А. Леонардо да Винчи - анатом.М.-Л. Изд-во: М. Л., Изд. медицинской литературы. 1955.  →  Часть вторая

Леонардо да Винчи — незаконный сын молодого нотариуса сер Пьеро да Винчи и местной крестьянки Катарины — родился 15 апреля 1452 г. в Анкино близ небольшого городка Винчи в окрестностях Флоренции.

В 1466 г., заметив замечательные способности сына к рисованию и лепке, отец отдал четырнадцатилетнего Леонардо в одну из самых передовых художественных мастерских Флоренции — боттегу замечательного скульптора, золотых дел мастера и живописца Андреа дель Верроккио.

Учитель юного Леонардо — Андреа Верроккио (1436—1488) был одним из тех художников, кто считал знание поверхностной мускулатуры необходимым условием для правильного изображения обнаженного тела человека. Подчеркивая свои знания анатомии, он точно, хотя, по мнению некоторых искусствоведов, и излишне мелко, вылепил детали формы тела прославленного бронзового „Давида", хранящегося в музее Барджелло во Флоренции, моделировал такие анатомические подробности, как вздувшиеся вены на ногах коня воздвигнутой в Венеции статуи кондотьера Коллеони. Обращено особое внимание на анатомические подробности и в картине Верроккио „Крещение спасителя", написанной в 1470-х годах и хранящейся во Флорентийской академии художеств. В этой композиции фигуру белокурого ангела с привлекательным и мечтательным лицом написал юный ученик мастера — Леонардо да Винчи.

Верроккио был не одинок в своих исканиях и интересах. Его современник — скульптор, живописец и гравер Антонио Поллайуоло (1432—1498) —первым из художников в целях систематического изучения анатомии начал производить вскрытия трупов. Он мастерски изображал сильные мускулистые человеческие тела в самых разнообразных движениях, ракурсах и позах, как, например, в известной гравюре на меди „Битва десяти обнаженных гладиаторов" или в картине "Мучение св. Себастьяна" (Национальная галерея в Лондоне). Вазари писал о нем: „Он изображал нагие тела лучше, чем все художники, которые занимались этим до него. Он изучал анатомию, вскрывая трупы, и первый занялся исследованием игры мускулов на фигурах".

Мастерская Поллайуоло находилась недалеко от мастерской Верроккио, и Леонардо должен был знать об анатомических работах своего соседа. Несомненно, что самостоятельные анатомические занятия Леонардо начались во Флоренции еще в пору его молодости. Поэтому неверны утверждения тех буржуазных биографов Леонардо, которые хотели бы отнести начало его анатомических занятий на поздний миланский или даже римский период его жизни и тем самым подчеркнуть несамостоятельность большей части его анатомических знаний и его зависимость от средневековой традиции.

Уже в 1472 г. двадцатилетний Леонардо записан в „Красную книгу" гильдии флорентийских живописцев. Однако он продолжал работать в мастерской Верроккио до 1477 г. В 1480 г. у него уже была своя мастерская.

К ранним произведениям молодого художника относится "Благовещение" (Галерея Уффици во Флоренции). В этой, написанной еще в мастерской Верроккио в 1472—73 гг., картине Леонардо не только мастерски вылепил игрой света и тени юные лица архангела и девы, но и по новаторски реалистично написал пейзаж, один из первых пейзажей настроения в истории живописи.

Не менее поэтичен пейзаж и в написанном в 1474 г. портрете Джиневры Бенчи (Галерея Лихтенштейна в Вене). На фоне темной листвы можжевельника Леонардо написал с удивительной для молодого художника силой индивидуальной характеристики бледное лицо задумчивой молодой женщины.

Одним из прекрасных произведений флорентийского периода творчества Леонардо да Винчи является "Мадонна Бенуа", или „Мадонна с цветком" (Государственный Эрмитаж), написанная, вероятно, в 1478—1480 гг. В этом глубоко реалистическом, человечном и далеком от всякой мистики образе счастливого материнства поражает совершенное анатомическое знание и понимание пропорций тела ребенка.

Иную, не менее сложную, задачу — точно изобразить физически немощное, но до крайних пределов одухотворенное сильным душевным напряжением изможденное старческое тело — Леонардо с успехом решает в неоконченной картине "Св. Иероним" (Рим, Галерея Ватикана), над которой он работал в 1481—1482 гг.

В 1481 г. монахи монастыря Сан Донато а Скопето во Флоренции заказали Леонардо да Винчи большой алтарный образ "Поклонение волхвов". Это произведение осталось незаконченным. Несмотря на это, оно поражает новой трактовкой грандиозной темы и, главное, гениальным изображением персонажей картины. Все они — живые и разнообразные люди, все они представлены в индивидуальных позах, характерных движениях, выражающих индивидуальные настроения и ощущения, каждый из них по-своему переживает происходящее событие. Многочисленные хранящиеся в Лувре в Париже подготовительные рисунки к „Поклонению волхвов" показывают, как тщательно изучал движения и позы персонажей картины великий художник-исследователь. Он рисовал их сначала обнаженными, а затем накладывал на них одежды.

Леонардо оставил сотни выразительных зарисовок типов людей, их лиц, различных частей тела. Его постоянно интересовало многообразие пластического выражения чувств и действий человека. Этот интерес был сильнейшим стимулом к изучению строения тела человека.

Анонимный итальянский биограф, писавший в 1520—1540 гг., вскоре после кончины Леонардо да Винчи, о его жизни, свидетельствует, что Леонардо сделал „целую массу анатомических рисунков, которые он набросал в госпитале при церкви Санта Мариа Нуова во Флоренции". Но и собственные заметки Леонардо позволяют заключить, что он вскрывал трупы во Флоренции в госпитале Санта Мариа Нуова:
„Один старик, за несколько часов до смерти, говорил мне, что ему больше ста лет и что он не чувствует в себе никакого изъяна, разве только недостаток сил, и так, сидя на постели, в госпитале Санта Мариа Нуова во Флоренции, без какого-либо движения и иного какого знака недомогания, отошел он из этой жизни.


Рис 5. Мадонна Бенуа. 1478-1480 гг. Эрмитаж. Ленинград.


Рис 6. Св. Иероним 1481-1482 гг. Ватикан. Рим.


Рис 8. Поклонение волхвов. 1481-1482 гг. Галерея Уффици. Флоренция.

И сделал я его анатомию, дабы увидать причину столь тихой смерти, и увидал, что произошла она от слабости, вызванной недостатком крови в венах и артериях, питавшей сердце и другие подчиненные органы, которые нашел я чахлыми, изможденными и иссохшими.

Другая анатомия была ребенка двух лет, у которого я нашел противоположное тому, что было у старика".

Рисунки и заметки, основанные на вскрытии этого старика, на 13 листах Виндзорских рукописей, опубликованные нашим соотечественником Федором Сабашниковым, показывают, что уже в этот ранний период творчества Леонардо интересовала не только пластическая анатомия, как позднее Рафаэля и даже Микельанджело. Он исследует и зарисовывает внутренние органы человеческого тела, не имеющие значения для художника, изображающего внешний облик человека. Он интересуется проблемой старения и смерти.

Леонардо начал занятия анатомией, чтобы совершенствовать свое искусство живописца, но эта наука быстро увлекла его как захватывающе интересная область широкого познавательного значения. Пытливым умом исследователя природы он понял, что человек, как в зеркале, отражает полноту и многообразие природы. Через 300 лет (23 августа 1794 г.) об этом очень хорошо писал Шиллер в письме к Гете:
„От простейших организмов к более сложным шаг за шагом Вы поднимаетесь к сложнейшему — человеку, который по происхождению строится из материалов всего величественного здания природы. И, проникая в тайны строения и жизни тела человека. Вы не только возвращаете его природе, но и познаете технику природы".

В 1482 г. Леонардо да Винчи переехал в Милан на службу к герцогу Лодовико Сфорца. В Милане Леонардо работал как архитектор, скульптор, военный инженер и живописец. Из живописных произведений этого времени многое утеряно. В 1483 г. он начал „Мадонну в гроте" (Лувр), законченную только в 1490 г. Это одно из зрелых произведений великого художника, картина гармоничной и ясной пирамидальной композиции, смелого перспективного построения, тонкой живописности. Образы этой картины просты и понятны, в них нет религиозной условности и отвлеченного схематизма. Леонардо написал здесь живых людей, прекрасных той земной красотой, которую так тонко чувствовал гениальный художник и так хорошо знал великий ученый.

Вазари свидетельствует о том, что Леонардо продолжал в Милане анатомические исследования и делал рисунки сангиною и пером, „в которых он собственноручно, с величайшей тщательностью, дал в перспективных сокращениях и изображениях все костные части, а к ним присоединил потом по порядку все нервы и покрыл их мускулами... И под каждой частью он написал неразборчивым почерком буквы, сделанные левой рукой в обратном виде, таким образом, что тот, у кого нет навыка, не сможет их разобрать, ибо прочесть их можно только с помощью зеркала".

Накопив анатомические наблюдения в результате многих вскрытии во Флоренции и после 1483 г. в Милане, Леонардо решился писать трактат о строении тела человека. На 42-м листе Виндзорских рукописей мы читаем заметку: „В день 2 апреля 1489 года книга озаглавлена De figura humana". Таким образом, занятия Леонардо по анатомии в это время окончательно приняли форму целеустремленных систематических исследований. Имеются предположения, что Леонардо производил в Милане вскрытия в госпитале Маджиоре и в Collegio dei Nobili Fisici.

В первые годы пребывания в Милане Леонардо занимала не только анатомия человека, но и анатомия лошади в связи с созданием гигантской конной статуи Франческо Сфорца. Несомненно, что Леонардо препарировал трупы лошадей. Ломаццо (цит. по Ф. Ботацци, 1914) свидетельствует, что он видел у ученика Леонардо да Винчи Франческо Мельци дивно нарисованные рукой учителя анатомированные тела людей и лошадей. К этому времени относятся рисунки, сравнивающие мускулы ноги человека и лошади.

Дружба с выдающимся математиком Лука Пачиоли — автором книги „О божественной пропорции" — способствовала исследованиям Леонардо пропорций тела человека. К этому времени относится знаменитый рисунок человека, вписанного в круг и квадрат.

Как и другие художники Возрождения (Дюрер, Микельанджело), Леонардо да Винчи создал свой канон идеальных пропорций тела человека. Однако он понимал индивидуальную изменчивость телосложения и писал, что "в пределах любого вида ни одна частность в точности не похожа на другую". Поэтому он предостерегал художников от чрезмерного увлечения канонами формы тела:
„Если ты все же захочешь делать свои фигуры по одной и той же мере, то знай, что их не отличить одну от другой, чего не видно в природе".

Живой и наблюдательный интерес к человеку, глубокое понимание индивидуальной изменчивости телосложения и выразительности поз и жестов, отличное знание мимики лица и законов его изображения, о котором можно судить по рисункам и карикатурам Леонардо и многим заметкам в его трактате о живописи, — все это с исключительной яркостью реализовалось в портретном творчестве Леонардо.

Несомненно, что, состоя на службе герцога Лодовико Моро, Леонардо да Винчи должен был писать портреты придворных миланского правителя. Из дошедших до нас портретов миланского периода жизни Леонардо достоверно принадлежат его кисти только два: „Дама с горностаем", хранящаяся в Краковском музее, и „Портрет музыканта" в Амброзиане в Милане.





 
Дизайн сайта и CMS - "Андерскай"
Поиск по сайту
Карта сайта

Проект Института новых
образовательных технологий
и информатизации РГГУ