Новости
Произведения
Галерея
Биографии
Curriculum vitae
Механизмы
Библиография
Публикации
Музыка
WEB-портал
Интерактив


СВЕТЛОВ С.В. ЛЕОHАРДО ДА ВИHЧИ И РАЗВИТИЕ БИОТЕХHОЛОГИИ


Главная  →  Публикации  →  Материалы международной конференции  →  Светлов С.В. Леонардо да Винчи и развитие биотехнологии

Леонардо да Винчи представляет яркий пример возможности достичь выдающихся достижений в различных областях науки, искусства и многих других сфер человеческой деятельности. Его нельзя классифицировать только как ученого, или художника, или архитектора, или как инженера. Леонардо да Винчи своим примером показал возможность плодотворного сочетания различных знаний и различных умений в одном человеке.

    Творческое наследие великих людей не устаревает с течением времени: проходят годы, десятилетия и столетия, а их работы и их достижения все также продолжают удивлять и восхищать. Все те, кто профессионально занимается наукой, знают, как сложно выйти за пределы своей, обычно весьма узкой сферы знаний, освоить новые знания в других областях науки. Однако Леонардо да Винчи не только смог достичь многого в различных областях науки, но ярко проявил себя и как инженер, и как архитектор, и как строитель, а также как писатель и художник. Главное, что следует извлечь из творческого наследия Леонардо да Винчи, это понимание принципиальной возможности высоких достижений одного человека, в различных профессиональных сферах, а также осознание необходимости системного, комплексного подхода в проводимых исследованиях и разработках, которого остро недостает современным ученым, инженерам, архитекторам и другим специалистам. Отчасти это является результатом все более ранней и все более глубокой специализации, активно культивируемой современной системой образования. Действительно, основы дифференциации знания и, соответственно, подготовки "узких специалистов" заложены в системе образования, которая уже на стадии средней школы практикует "классы с углубленным изучением" тех или иных дисциплин. Казалось бы, нет ничего плохого в более глубоком знании того или иного предмета, изучаемого в школе лишь в общих чертах. Но это, к сожалению, неизбежно означает, что другие предметы будут изучаться значительно слабее и поэтому не будут изучены даже в общих чертах.

    В этой связи современная погоня за ускоренной подготовкой специалистов оборачивается выпуском "образованных людей", совершенно не грамотных во многих и многих отношениях. Такие выпускники, получив "углубленные знания" в какой-то одной дисциплине, оказываются полными невеждами в других сферах знания. А это неизбежным образом сказывается на выполнении ими своих профессиональных обязанностей в дальнейшем.

    Многие современные специалисты, имея достаточно глубокие знания в своих областях, не имеют ни малейшего представления о других областях человеческого знания. Отсутствуют и те, которые могли бы органичным образом сочетать различных специалистов друг с другом, осуществляя тем самым своеобразный синтез различных знаний. В результате этого часто оказывается, что практические результаты трудов таких специалистов имеют колоссальные недостатки.

    Например, проблема современных архитекторов и градостроителей, которая ими, впрочем, совершенно не осознается, состоит в том, что они владеют лишь очень узким диапазоном профессиональных знаний, не выходящих за искусственно сформированные рамки специальностей. Создаваемые ими проекты и возводимые по этим проектам дома фактически полностью лишены важнейших компонентов, обеспечивающих оптимальные условия для биологической основы тех, для кого они предназначены. Биологические знания вообще оказываются практически вне поля зрения и вне сферы интересов этих специалистов.

    Но достаточны ли знания об основах инженерного проектирования и о строительных материалах для того, чтобы спроектировать и построить дом, представляющий собой благоприятное место для обитания человека как биологического организма? Разумеется, недостаточны; не случайно Леонардо да Винчи для создания своих произведений глубоко и всесторонне изучал анатомию человека. Вот и современным зодчим следовало бы взяться за изучение биологических наук для того, чтобы создавать действительно достойные творения!

    В основе современной архитектуры лежат инженерные знания о том, каким образом возводить прочные и долговечные здания. Но могут ли эти здания обеспечить комфортное существование человека, причем не только на уровне примитивно-бытового или художественно-эстетического восприятия? Об этом современных архитекторов спрашивать не имеет смысла - их знания не позволяют даже ориентироваться в этих вопросах.

    Комфортное существование человека может быть обеспечено только в таком доме, который по своим характеристикам благоприятен для проживания в нем такого биологического организма, которым является человек. А для создания такого дома необходимо знать биологические потребности человека, то есть иметь соответствующие познания в анатомии, физиологии, психологии и во многих других науках. Но в современной системе образования при подготовке архитекторов биологические науки не являются "профильными"!

    Углубление в архитектурные познания оказывается в противоречии с необходимостью приобретения более широкого круга знаний, охватывающего не только обычные "архитектурные дисциплины", но и биологические дисциплины, а также многие другие сферы научного знания. Оказывается недостаточно иметь глубокие познания, необходимо также иметь и широкие знания. Именно это прекрасно понимал Леонардо да Винчи, когда для создания своих произведений он изучал биологию, в частности анатомию человека.

    Сама постановка вопроса о комплексности, системности знания на рубеже XX и XIX веков как никогда актуальна. Расширение человеческих познаний привело к колоссальному обособлению различных сфер знаний. Сейчас уже даже не принято говорить о единой науке, чаще говорят о различных "науках". Такое обособление различных сфер знаний способствовало выработке своих специфических языков, на которых говорят разные специалисты. В результате этого представители различных наук часто вообще не понимают друг друга, поскольку используют не только разные, не знакомые друг другу термины, но и оказываются в различных "системах понятий". В такой ситуации оказывается принципиально невозможно достичь синтеза разных знаний, не обратившись к пересмотру их основ, хотя бы и в терминологическом плане.

    Комплексное системное знание особенно необходимо сегодня, когда человек в своих технологических возможно уже явно вышел на глобальный уровень, а его деятельность стала соизмерима с масштабами природных глобальных процессов. В таких условиях всякая технологическая ошибка в действиях человека может привести к трагическим последствиям для всего человечества. Опасность современной ситуации состоит в том, что специалисты, занимающиеся разработкой и применением новых технологий, подготовлены в современной "дифференциальной" системе образования и поэтому оказываются полными невеждами в других областях знания.

    Разработка и применение, например, ядерных технологий уже показала всю остроту этой глобальной проблемы. Получение ядерной энергии и создание на ее основе ядерной энергетики долгое время рассматривалось, да иногда и сейчас продолжает рассматриваться, как "экологически чистая" технология. На самом же деле, реальное положение с ядерными технологиями совсем иное.

    Применение ядерных технологий, несмотря на их очень короткую историю, уже привело к глобальным изменениям в природе. Другое дело, что изменения эти не столь очевидны, и многие их последствия остаются совершенно не известны даже специалистам.

    Тем не менее, постепенно начинают проступать контуры реальной "экологической чистоты" ядерных технологий. В этом плане значительную роль сыграла чернобыльская катастрофа, заставившая даже апологетов ядерных технологий более внимательно и комплексно рассмотреть последствия их практического применения. Одна-единственная катастрофа, сама вероятность которой ранее оценивалась как "практически нулевая", надолго вывела из хозяйственного использования значительную площадь, сделала зараженные земли непригодными для проживания. Биологические последствия чернобыльской катастрофы продолжают оставаться еще далеко не полностью изученными.

    Применение химических технологий также постепенно выявило их "оборотную сторону" и также привело к глобальным изменениям в природе. Изменения эти затронули как природные системы, так и самого человека, создавшего и применяющего эти технологии. В частности, стремительный рост многих заболеваний так или иначе связан с широким практическим применением новых химических технологий.

    Использование разнообразных химических соединений, как в промышленности, так и в сельском хозяйстве, привело к появлению даже новых специфических заболеваний, ранее не встречавшихся в практической медицине. Использование разнообразных ядохимикатов, например, способствовало не только увеличению урожайности, но и к нарушению природных процессов, возникновению новых экологических проблем. Продукты, производимые с использованием технологий "химизации" сельского хозяйства и пищевой промышленности, все чаще оказываются источником роста заболеваний человека...

    Биологические технологии, обычно объединяемые под общим термином "биотехнология", могут в значительной мере повторить исторический путь ядерных и химических технологий. Основанные на использовании биологических организмов, процессов и объектов, биологические технологии, тем не менее, могут при правильном их применении оказаться альтернативой существующим технологиям, основанным на физико-химических процессах. В этом смысле биотехнология может стать решением ряда современных экологических проблем.

    Возможности биотехнологии были кардинальным образом расширены благодаря разработке новых методов, позволяющих целенаправленным образом менять генетические программы биологических организмов. Эти методы получили название "генетической инженерии", а получаемые в результате их применения организмы стали называть "генетически модифицированными" (GM), однако для их обозначения более правильно использовать новый термин — "технобионт" (Technobiont).

    Дело в том, что новые организмы, создаваемые с помощью методов генетической инженерии, могут в значительной степени отличаться от их природных прототипов. Поэтому здесь совершенно неуместна ссылка на незначительность изменений, вносимых в их генетические программы (всего лишь "модифицирование"). В данном случае речь должна идти о создании новых организмов, и для их обозначения должен применяться новый термин.

    Технобионты, создаваемые с помощью новых методов биотехнологии, представляют собой по существу принципиально новые объекты. С одной стороны, это биологические организмы, поскольку они состоят из органических соединений и функционируют по биологическим принципам. С другой стороны, это технические устройства, поскольку они созданы искусственным образом и по проектам человека. Принципиальная новизна технобионтов в значительной мере еще не осознана. Их продолжают рассматривать как результат "модификации" природных организмов, по своему существу не отличающийся от результатов трудов селекционеров. Однако существует принципиальное различие между результатами применения классических методов генетики и результатами применения методов генетической инженерии. Создаваемые с помощью новых методов биотехнологии технобионты в принципе не могли быть получены классическими методами генетики — селекцией и гибридизацией. В их синтетических генетических программах могут сочетаться фрагменты генетических программ филогенетически далеких друг от друга биологических видов. Например, в созданном методами генетической инженерии технобионте могут сочетаться гены бактерии, растения, животного и даже человека...

    Принципиальная новизна методов генетической инженерии открыла перед человечеством новые возможности в сфере их практического применения. Например, появилась возможность создавать микроорганизмы, продуцирующие специфические человеческие белки. Таким путем стало возможно производить ранее весьма дефицитные лекарственные препараты в промышленных масштабах. В растениеводстве новые методы биотехнологии открыли возможность создавать растения, продуцирующие вещества инсектицидного действия. В принципе это позволяет избавиться от необходимости использовать в сельском хозяйстве ядохимикаты. Более того, дальнейшее развитие этого направления позволит создавать растения, усваивающие атмосферный азот, что позволит избавиться от необходимости использовать азотные минеральные удобрения.

    Все эти и другие перспективы развития биотехнологии имеют, однако, оборотную сторону. Случайно или намеренно могут быть созданы такие технобионты, которые окажутся крайне опасными для природы и для человека. Возможность появления патогенных для человека микроорганизмов в результате применения методов генетической инженерии была осознана в самом начале разработки этих методов... Опасности, связанные с развитием биотехнологии, в настоящее время достаточно широко обсуждаются как в профессиональном сообществе, так и широкой общественностью. Однако в практическом плане в этой сфере сделано очень немного. В основном, дело ограничилось наложением запретов или временных мораториев на некоторые исследования в некоторых странах.

    Специфика биотехнологии состоит в том, что, в отличие от "традиционных" технологий она имеет дело с биологическими организмами, то есть с объектами, способными к самостоятельному существованию и к неограниченному размножению. Ни в химических, ни в ядерных технологиях с такими объектами дело не имеют, поэтому их опыт, в том числе и в отношении обеспечения безопасности, в сфере биотехнологии не применим. Более того, развитие биотехнологии на современном этапе заставляет по-новому подойти к проблеме обеспечения безопасности вообще. Ранее антропогенные катастрофы как в химической, так и в ядерной сферах, носили локальный характер даже в том случае, если они рассматривались как "всемирные". В любом случае можно было достаточно строго ограничить зону поражения, вне которой влияние данной катастрофы было незначительно. Антропогенная катастрофа в сфере биотехнологии, напротив, может приобрести глобальный характер, не ограничиваясь определенной зоной поражения. Например, созданный с помощью новых методов биотехнологии патогенный микроорганизм может за очень короткое время распространиться по всему Земному шару. Такое событие, называемое пандемией, неминуемо поставит под угрозу существование всего человечества. В отличие от природных патогенных микроорганизмов, для которых созданы соответствующие лекарственные препараты, новый технобионт может не встретить никакого сопротивления ни со стороны медицины, ни со стороны природного иммунитета человека.

    Возможность создания патогенных микроорганизмов посредством новых методов биотехнологии многими рассматривается как слишком маловероятное событие. Однако в этом плане еще слишком мало объективных научных данных, способных подтвердить такую оптимистическую точку зрения. Новые методы биотехнологии нельзя рассматривать с позиции "презумпции невиновности". Создаваемые в лабораториях микроорганизмы, как бы эти лаборатории не охранялись, могут стать легкой добычей террористических групп и организаций, которые, вне всякого сомнения, решатся использовать их для достижения своих целей. Биологическое оружие в руках террористов намного опаснее не только обычного, но и химического оружия, которое имеет локальный характер поражения. Контролировать биотехнологические исследования и разработки также намного сложнее, чем ядерные, требующие весьма специфического оборудования. Все это свидетельствует о высокой потенциальной опасности биотехнологических исследований и необходимости принципиально нового подхода к обеспечению безопасности в этой сфере. Государственный контроль в его традиционных формах может оказаться здесь недостаточно эффективным для обеспечения гарантий безопасности. Возможность глобальной катастрофы биотехнологического происхождения не только является реальностью, но и, что особенно важно, не коррелирует с местом ее первоначального происхождения.

    Однако для того, чтобы осмыслить все эти проблемы в их совокупности, оценить все возможные выгоды и реальные риски, связанные с развитием биотехнологии, сделать практические выводы из проведенных исследований и воплотить их в жизнь, необходим комплексный системный подход. Это могут осуществить ученые, обладающие широким кругозором, обладающие глубокими познаниями в разных сферах знания. Иными словами, для этого необходимы ученые уровня Леонардо да Винчи. В современное время появление такого человека неизбежно столкнулось бы как с современной "дифференциальной" системой образования, предопределяющей углубленное изучение одних предметов в ущерб другим, так и с современной системой организации научных исследований, создающей труднопреодолимые барьеры при осуществлении комплексных системных исследований. В современное время Леонардо да Винчи пришлось бы тратить львиную долю своих усилий на преодоление этих барьеров, что нисколько не способствовало бы его научному успеху. И, возможно, именно существование таких систем не позволяет реализовываться таким многогранным талантам, каким был Леонардо да Винчи...

    Биологические науки вообще оказались по существу на обочине магистральных направлений научно-технологического прогресса. Развитие науки, прежде всего, обращает внимание общества посредством новых технологических разработок, которые создаются на основе научных достижений. И именно по этой причине главное внимание уделялось наукам, связанным с военно-промышленным комплексом, к коим биологические науки имели достаточно отдаленное отношение. Промышленность, техника и технологии вообще стали ассоциироваться с математикой, физикой, химией, а биологические науки стали считаться прерогативой сельского хозяйства и медицины. Традиционное отставание в развитии этих отраслей хозяйства достаточно хорошо известно, и не удивительно поэтому, что и связанные с ними науки также традиционно получали со стороны общества недостаточное внимание. Однако отставание в их развитии самым негативным образом сказалось на развитии не только сельского хозяйства и медицины, но и всей экономики и всего общества в целом.

    Мировоззрение современных специалистов складывается в результате воздействия на них современной системы образования, в которой главное место традиционно уделяется математике, физике, и, отчасти, химии. Именно эти науки считаются "фундаментальными", то есть составляющими фундамент научного знания. Биология же с ее анатомией и физиологией, зоологией и, даже ставшей нарицательной ботаникой, давно и прочно оказалась причислена к дисциплинам второй категории , считающихся далеко не столь важными как "фундаментальные"... Однако сам человек, несмотря на все свои теории, был и остается в своей основе существом биологическим, и именно эта его биологическая основа является фундаментом всех остальных его качеств и свойств. Полностью осознать этот основополагающий факт человеческого бытия оказывается весьма сложно даже для современного, достаточно просвещенного человека. Тем более сложно это было в эпоху Возрождения, когда Леонардо да Винчи был вынужден бороться с догматиками и консерваторами.

    И сегодня, спустя более полтысячи лет, истинным ученым и исследователям все также приходится бороться с догматиками и консерваторами, стремящимися затормозить развитие научного знания, поставить новые препятствия на пути научно-технологического прогресса. Если ранее Леонардо да Винчи приходилось преодолевать жесткое сопротивление для своих занятий анатомией, то теперь современным ученым приходится преодолевать столь же жесткое сопротивление для своих исследований в сфере биотехнологии. Если ранее обычное вскрытие трупов для изучения анатомии человека рассматривалось как тягчайшее преступление, то теперь "вскрытие" генетического устройства человека хотят представить как уголовное преступление и преследовать законом.

    Запреты и моратории на научные исследования не новы - они практиковались столетиями и подкреплялись такими средствами как дыба и "испанский сапог". Но и сейчас, когда уже не горят костры инквизиции, ученые так и остаются под подозрением если не в "связи с дьяволом", то в "нарушении этических норм и уголовного права". И еще далеко не факт, что им не придется выбирать между отречением от своих убеждений, как это был вынужден сделать Галилео Галилей, и мученической смертью на костре, как это произошло с Джордано Бруно. Уже в XX веке, когда, казалось бы, эпоха Леонардо да Винчи осталась далеко в прошлом и наука прочно утвердила свое право на существование, ученые и специалисты в биологических науках, стоящие у истоков новейших методов биотехнологии, вновь подверглись жесточайшим репрессиям в связи со своими научными работами. Многие из них были фактически отлучены от науки и своей профессии, а наиболее стойкие и убежденные в правоте своих научных теорий — физически уничтожены. История, таким образом, показывает, что даже за полтысячи лет ученые так и не стали вне подозрений в своей связи с "темными силами", названия которых, разумеется, существенно менялись за это время... Ученые вообще, как во времена Леонардо да Винчи, так и сегодня, вызывают глубокое подозрение "сильных мира сего", привыкших считать себя "самыми мудрыми на этом свете" и поэтому с ревностью и завистью относящихся к "этим яйцеголовым", знающим многое из того, что им самим неведомо. Как в те далекие времена, так и сегодня, ученые пребывают в трагической зависимости от милостей властей и меценатов, могущих дать, а могущих и не дать деньги на проведение научных исследований. Действительно трагично, что и к началу III тысячелетия ученые так и не смогли утвердиться в своем социальном положении, так и не приобрели независимый статус...

    Леонардо да Винчи избежал трагической участи своих коллег, его не сожгли на костре как Джордано Бруно, ему не отрубили голову как Антуану Лавуазье, однако он легко мог лишиться жизни из-за своих научных работ. Ему не довелось увидеть многие плоды своего труда, настоящее признание пришло к нему спустя значительное время после его смерти. И сегодня творческое наследие Леонардо да Винчи остается интереснейшим предметом для исследований и величайшим образцом научной работы.




 
Дизайн сайта и CMS - "Андерскай"
Поиск по сайту
Карта сайта

Проект Института новых
образовательных технологий
и информатизации РГГУ