Новости
Произведения
Галерея
Биографии
Curriculum vitae
Механизмы
Библиография
Публикации
Музыка
WEB-портал
Интерактив


ДЕСЯТАЯ КHИГА. ТИХИЕ ВОЛHЫ. III


Главная  →  Публикации  →  Беллетристика  →  Мережковский Д. С. Воскресшие боги // Христос и Антихрист. - М. Панорама, 1993  →  Десятая книга. Тихие волны. III

Дней за десять до сдачи Миланского замка, маршал Гривульцио, при радостных кликах народа: "Франция! Франция!" и звоне колоколов въехал в Милан как в завоевaнный город.
Въезд короля назначен был на шестое октября. Граждане готовили торжественную встречу.
Для праздничного шествия торговые синдики извлекли из соборной ризницы двух ангелов, которые, пятьдесят лет назад, еще во времена Амброзианской Республики, изображали гениев народной свободы. Ветхие пружины, приводившие в движение позолоченные крылья, ослабели. Синдики отдали их починить бывшему герцогскому механику Леонардо да Винчи.
В это время Леонардо занят был изобретением новой летательной машины. Однажды, ранним, еще темным, утром, сидел он за чертежами и математическими выкладками. Легкий камышовый остов крыльев, обтянутый тафтою, подобной перепонке, напоминал не летучую мышь, как прежняя машина, а исполинскую ласточку. Одно из крыльев было готово и, тонкое, острое, необычайно прекрасное, вздымалось от полу до потолка, а внизу, в тени его, Астро копошился, поправляя сломанные пружины у двух деревянных ангелов Миланской Коммуны.
На этот раз Леонардо решил как можно ближе следовать строению тел пернатых, в котором сама природа дает человеку образец летательной машины.
Он все еще надеялся разложить чудо полета на законы механики. По-видимому, все, что можно было знать, - он знал и, однако, чувствовал, что есть в полете тайна, ни на какие законы механики не разложимая. Опять, как в прежних попытках, подходил к тому, что отделяет создание природы от дела рук человеческих, строение живого тела от мертвой машины, и ему казалось, что он стремится к невозможному.
- Ну, слава Богу, кончено! - воскликнул Астро, заводя пружины.
Ангелы замахали тяжелыми крыльями. В комнате пронеслось дуновение - и тонкое, легкое крыло исполинской ласточки зашевелилось, зашелестело, как живое. Кузнец взглянул на него с невыразимой нежностью.
- Времени -то сколько даром на этих болванов ушло! - проворчал он, указывая на ангелов. - Ну, да уж теперь, воля ваша, мастер, а я не выйду отсюда, пока не кончу крыльев. - Пожалуйте чертеж хвоста.
- Не готов еще, Астро. Погоди, надо обдумать.
- Как же, мессере? Вы третьего дня обещали...
- Что делать, друг! Ты знаешь, хвост нашей птицы - вместо руля. Тут, ежели самая малая ошибка, - все пропало.
- Ну, ну, хорошо, вам лучше знать. Я подожду, а пока второе крыло...
- Астро, - молвил учитель, - ты бы подождал. А то я боюсь, как бы чего -нибудь опять изменить не пришлось...
Кузнец не ответил. Бережно поднял он и стал поворачивать камышовый остов, затянутый переплетом бечевок из воловьих жил. Потом, вдруг обернувшись к Леонардо, произнес глухим, дрогнувшим голосом:
- Мастер, а мастер, вы на меня не сердитесь, но ежели вы опять вы с вашими вычислениями до того дойдете, что и на этой машине нельзя будет лететь, - я все-таки полечу, назло вашей механике полечу, - да, да, не могу я дольше терпеть, сил моих нет! Потому что я знаю: если и на этот раз...
Не кончил и отвернулся. Леонардо внимательно посмотрел на его широкоскулое, тупое и упрямое лицо, на котором была неподвижность единой, безумной и всепоглощающей мысли.
- Мессере, - заключил Астро, - скажите лучше прямо, полетим мы или не полетим?
Такой страх и такая надежда была в словах его, что Леонардо не имел духа сказать правду.
- Конечно, - ответил он, потупившись, - знать нельзя, пока не сделаем опыта; но думаю, Астро, что полетим...
- Ну и довольно, довольно! - с восторгом замахал руками кузнец. - Слышать больше ничего не хочу! Если уж и вы говорите, что полетим, - значит полетим!
Он, видимо, хотел удержаться, но не мог и рассмеялся счастливым, детским смехом.
- Чего ты? - удивился Леонардо.
- Простите, мессере. Я все мешаю вам. Ну, да уж в пoслeдний раз, - больше не буду... Верите ли, как вспомню о миланцах, о французах, о герцоге Моро, о короле, так вот меня разбирает, - и смешно, и жалко: копошатся, бедненькие, дерутся и ведь тоже, поди, думают, - великие дела творят, - черви ползучие, козявки бескрылые! И никто-то из них не ведает, какое чудо готовится. Вы только представьте себе, мастер, как выпучат они глаза, рты разинут, когда увидят крылатых, летящих по воздуху. Ведь это уже не деревянные ангелы, что крыльями машут на потеху черни! Увидят и не поверят. Боги, - подумают. Ну, то есть, меня-то, пожалуй, за бога не примут, скорее за черта, а вот вы с крыльями воистину будете, как бог. Или, может быть, скажут - Антихрист. И ужаснутся, падут и поклонятся вам. И сделаете вы с ними, что хотите. Я так полагаю, учитель, что тогда уже не будет ни войн, ни законов, ни господ, ни рабов, - все переменится, наступит все новое, такое, о чем мы теперь и подумать не смеем. И соединятся народы, и, паря на крыльях, подобно ангельским хорам, воспоют единую осанну... О, мессере Леонардо! Господи! Господи! Да неужели вправду!..
Он говорил точно в бреду.
"Бедный! - подумал Леонардо. - Как верит! Чего доброго, в самом деле, с ума сойдет. И что мне с ним делать? Как ему правду сказать?"
В это мгновение в наружную дверь дома раздался громкий стук, потом голоса, шаги и, наконец, такой же стук в запертые двери мастерской.
- Кого еще нелегкая несет? Нет на них погибели! - злобно проворчал кузнец. - Кто там? Мастера видеть нельзя. Уехал из Милана.
- Это я, Астро! - Я - Лука Пачиоли. Ради Бога, отопри скорее!
Кузнец отпер и впустил монаха.
- Что с вами, фра Лука? - спросил художник, вглядываясь в испуганное лицо Пачоли.
- Не со мной, мессер Леонардо, - впрочем, да, и со мной, но об этом после, а теперь... О, мессер Леонардо!.. Ваш Колосс... гасконские арбалетчики, - я только что из Кастелло, собственными глазами видел, - французы вашего Коня разрушают... Бежим, бежим скорее!
- Зачем? - спокойно возразил Леонардо, только лицо его слегка побледнело. - Что мы можем сделать?
- Как что? Помилуйте! Не будете же вы тут сидеть, сложа руки, пока величайшее произведение ваше погибает. У меня есть лазейка к сиру де ла Тремуйлю. Надо хлопотать...
- Все равно, не успеем, - проговорил художник.
- Успеем, успеем! Мы напрямик, огородами, через плетень. Только скорее!
Увлекаемый монахом, Леонардо вышел из дома, и они пустились почти бегом к Миланскому замку.
По дороге фра Лука рассказал ему о своем собственном горе: накануне ночью ландскнехты разграбили погреб каноника Сан-Симпличано, где жил Пачоли, - перепились, начали буйствовать и, между прочим, найдя в одной из келий хрустальные изображения геометрических тел, приняли их за дьявольские выдумки черной магии, за "кристаллы гадания", и разбили вдребезги.
- Ну, что им сделали, - сетовал Пачиоли, - что им сделали мои невинные хрусталики?
Вступив на площадь Замка, увидели они у главных Южных Ворот, на подъемном мосту Баттипонте, у башни Торре дель Филарете молодого французского щеголя, окруженного свитой.
- Мэтр Жиль! - воскликнул фра Лука и объяснил Леонардо, что этот мэтр Жиль птичник, так называемый "свистун рябчиков", учивший пению, говору и прочим хитростям чижей, сорок, попугаев, дроздов его христианнейшего величества, короля французского, - лицо при дворе немаловажное. Ходили слухи, что во Франции под дудку мэтра Жиля пляшут не одни сороки. Пачоли давно уже собирался преподнести ему свои сочинения - "Божественную Пропорцию" и "Сумму Арифметики" в роскошных переплетах.
- Пожалуйста, не беспокойтесь обо мне, фра Лука, - сказал Леонардо. - Ступайте к мэтру Жилю: я и один сумею сделать все, что нужно.
- Нет, к нему потом, - проговорил Пачоли в смущении. - Или вот что, знаете? Мигом слетаю к мэтру Жилю, только расспрошу, куда он едет, - и тотчас к вам. А вы пока прямо к сиру де ла Тремуйлю...
Подобрав полы коричневой ряски, юркий монах засеменил босыми ножками в дробно стукающих цоколях и побежал вприпрыжку за свистуном королевских рябчиков.
Через подъемные ворота Баттипонте вступил Леонардо на Марсово Поле - внутренний двор Миланского замка.





 
Дизайн сайта и CMS - "Андерскай"
Поиск по сайту
Карта сайта

Проект Института новых
образовательных технологий
и информатизации РГГУ