Новости
Произведения
Галерея
Биографии
Curriculum vitae
Механизмы
Библиография
Публикации
Музыка
WEB-портал
Интерактив


О СТРОЕHИИ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТHЫХ.


Главная  →  Произведения  →  Наука  →  О строении человека и животных.

395. W. An. IV, 157 r.

396. W. An. B. 20 v.

397. W. An. IV, 167 r.

398. W. An. III, 8 v.

399. W. An. III, 7 r.

400. W. An. В. 8 r.

401. W. An. A. 18 r.

402. W. An. A. 1 v.

403. R. 816.

404. Е. 16 r.

405. W. An. V, 23 r.

406. W. An. A. 17 r.

407. С. А. 297 r.

408. W. An. A. 14 v.

409. W. An. A. 14 v.

410. W. An. II, 2 r.

411. W. An. I, 13 r.

412. W. An. A. 4 v.

413. С. А. 270 r.

414. С. А. 237 v.

415. С. А. 169 r. а.

416. W. An. B. 17. r.

417. W. An. III, 10 v.

418. С. А. 76 r.

419. W. An. II, 1 r.

420. W. An. I, 4 v.

421. W. An. В. 33 v.

422. W. An. В. 12 r.

423. W. An. В. 11 r.

424. W. An. B. 2 v.

425. W. An. В. 12 r.

426. W. An. II, 17 v.

427. С. А. 119 r.

428. W. An. В. 2 а.

429. W. An. I, 2.

430. W. An. III, 11 r.

431. R. 839.

432. W. An. V, 21 r.

433. W. An. V, 7 r.

434. W. An. V, 6 v.

435. W. An. В. 13 r.

436. С. А. 90 r.

437. W. An. В. 2 r.

438. W. An. B. 10 v.

439. W. An. B. 10 v.

440. W. An. III, 7 r.

Комментарий  

 

 

395. W. An. IV, 157 r.

 

 

Так здесь, в двенадцати целых рисунках будет тебе показана космография малого мира, в том же порядке, какой до меня принят был Птолемеем в своей космографии, и разделю я ее на чле­ны так же, как он поделил целое на провинции, и затем покажу я устройство всех частей в каж­дом отношении, воочию показав понятие о всей фигуре и способностях человека в отношении пространственного движения посредством этих частей.

 

 

396. W. An. B. 20 v.

 

 

Труд этот должен начинаться с зачатия чело­века и описать особенности матки, и как в ней обитает ребенок, и на какой ступени он в ней находится, и способ, каким он живится и пита­ется, и рост его, и какой промежуток между од­ной стадией его роста и другой, и что выталки­вает его вон из тела матери, и почему иногда из чрева своей матери выходит он ранее должного срока. Затем опишешь, какие члены по рож­дении ребенка растут быстрее других, и дашь размеры годовалого ребенка. Затем опиши взрос­лого мужчину и женщину и их размеры, и суще­ственные черты их строения, цвета и физиогномии. Затем опиши, как сложен он из жил, нервов, мускулов и костей. Это сделаешь ты в последней книге. Представь затем в четырех картинах четыре всеобщих человеческих со­стояния, а именно — радость с разными движе­ниями смеха, и причину смеха представь, плач в разных видах с его причиной, распрю с разны­ми движениями: убийства, бегства, страха, жес­токости, человекоубийства, самоубийства и все, что относится к подобным состояниям. Затем представь усилия с тягой, толканием, несением, упором, подпиранием и т. п. Далее опиши поло­жения и движения; затем — перспективу для служения глазам, и ушам — о музыке, и опиши другие чувства. И затем опиши природу пяти чувств.

 

 

Примечание

 

План, судя по соседним листам, относится к раннему периоду (ок. 1489 г.). Сходные планы Леонар­до дает и в других местах. Предположения, что Леонар­до действительно написал подобный трактат, не под­тверждаются, хотя иногда Леонардо и говорит о нем, как о чем-то наличном (например: Е. 3 г.: и найдешь все причины тому в книге моей «Анатомии» и др.).

 

 

397. W. An. IV, 167 r.

 

 

Опиши язык дятла и челюсть крокодила.

 

 

Примечание

 

Челюсть крокодила интересовала Леонардо, по-видимому, в связи со старинным представлением, что крокодил — единственное животное, у которого верхняя челюсть подвижная. Дятла лишь позднее (в XVI в.) изучал Альдрованди.

 

 

398. W. An. III, 8 v.

 

 

Материнское семя имеет на зародыш влия­ние, равно как отцовское.

 

 

399. W. An. III, 7 r.

 

 

Яйца округленные производят самцов, а длин­ные производят самок.

 

 

Примечание

 

Взято из Аристотеля (Hist. an. IV, 2), и по всей вероятности, на опыте самим Леонардо не проверя­лось, как это сделано было раньше Альбертом Великим.

 

 

400. W. An. В. 8 r.

 

 

Хотя бы ум человеческий и делал различ­ные изобретения, различными орудиями от­вечая одной цели, никогда он не найдет изоб­ретения более прекрасного, более легкого и более верного, чем [изобретения] природы, ибо в ее изобретениях нет ничего недостаточ­ного и ничего лишнего. И не пользуется она противовесами, когда делает способные к дви­жению члены в телах животных, а помещает ту­да душу, образующую это тело, т. е. душу мате­ри, которая первая образует в матке очерта­ния человека и в нужное время пробуждает душу, долженствующую быть его обитательни­цей, которая сначала бывает спящей, опекае­мой душою матери, питающею и животворя­щею через пуповину всеми своими духовными членами, и продолжает она так до тех пор, по­ка пуп соединен с ней последом и дольками (cotiledoni), при помощи коего дитя соединя­ется с матерью, и это — причина, почему одно волнение, одно общее желание, один страх, ко­торый испытывает мать, или другая душевная боль имеет больше влияния на дитя, чем на мать, так как часты случаи, что дитя от этого лишается жизни. Рассуждение это не идет сюда, но относится к составу одушевленных тел. И остальную часть определения души предостав­ляю уму братьев, отцов народных, которые на­итием ведают все тайны. Неприкосновенным оставляю священное писание, ибо оно высшая истина.

 

 

Примечание

 

В заключительных словах отрывка усматри­вали то глубочайшее равнодушие Леонардо к Библии, то проявление высочайшего благоговения (!) Что Лео­нардо Библию неприкосновенной не оставлял, видно уже из его иронических замечании о потопе (373).

 

 

401. W. An. A. 18 r.

 

 

Сначала нарисуешь ты кости отдельно, и немного вынутыми из сустава, дабы лучше различить очертания каждой кости порознь. Затем соединишь ты их друг с другом так, что­бы они ни в чем не отклонялись от первого ри­сунка, кроме тех частей, которые друг друга закрывают при соприкосновении. Когда это сделано, сделаешь ты прежний рисунок с те­ми мускулами, которые связывают кости. За­тем ты сделаешь четвертый — нервов, которые являются носителями ощущения. Затем следу­ет пятый — нервы, которые движут, или, вер­нее, дают первым членам пальцев ощущения. И в-шестых, сделаешь ты верхние мускулы ноги, в которых распределяются чувствующие нервы. И седьмой пусть будет рисунком вен, пи­тающих эти мускулы ноги. Восьмой пусть бу­дет рисунком нервов, движущих концы паль­цев. Девятый — рисунком вен и артерий, рас­полагающихся между кожей и мясом. Десятый и последний должен быть готовая нога со все­ми ощущениями. Ты мог бы сделать еще один­надцатый, наподобие прозрачной ноги, в ко­торой можно было бы видеть все названное выше.

 

 

Примечание

 

Из всех частей тела Леонардо особенное вни­мание уделял конечностям, в чем сказались одновре­менно интересы художника и механика. Так, он внима­тельно изучал механизм поворачивания руки ладонью вверх и ладонью вниз. В связи с теми же проблемами механики живого организма стоял его интерес к строе­нию костей и скелета здесь, по отзыву исследователей, особенно сильно сказывается начало новой эпохи и особенно ярко проявляется дар леонардовской на­блюдательности. Он первый определил точное число позвонков в sacrum (в копчике он насчитывал два, вмес­то четырех-пяти, что объясняется большой непостоян­ностью их числа). Он первый в точности изобразил форму позвоночного столба. В его рисунках скелет все­гда воспринимается на фоне совершаемых человеком движений. По остроумному замечанию Холля, скелеты Леонардо «живут», тогда как скелеты Везалия, если бы ожили, не могли бы ни ходить, ни стоять, ни дышать.

 

 

402. W. An. A. 1 v.

 

 

Истинное познание формы какого угодно тела получится из рассмотрения его с разных точек зрения. И потому, чтобы дать познание истинной формы какого-либо члена челове­ка, первого зверя среди животных, буду я со­блюдать это правило, делая четыре изображе­ния каждого члена с четырех сторон. И в слу­чае костей буду я делать пять, разрезая их посредине и показывая полость каждой из них.

 

 

403. R. 816.

 

 

Описание человека, которое охватывает и тех, кто почти подобного ему вида, — как павиан, обезьяна и многие другие.

 

 

404. Е. 16 r.

 

 

Составь отдельный трактат с описанием дви­жений четвероногих животных, — среди коих и человек, который также в детстве ходит на че­тырех ногах.

 

 

405. W. An. V, 23 r.

 

 

Изобразишь в этом трактате ноги лягушек, которые имеют большое сходство с ногами человека как в костях, так и в мышцах своих, затем исполнишь задние ноги зайца, которые весьма мускулисты и с отчетливыми мускулами потому, что не ограждены жиром.

 

 

406. W. An. A. 17 r.

 

 

Изобрази здесь ноги медведя и обезьяны и дру­гих животных, с тем, чем отличаются они от ноги человека, и также помести ноги какой-нибудь птицы.

 

 

407. С. А. 297 r.

 

 

Хождение человека всегда совершается на ма­нер хождения четвероногих животных вообще, поскольку они передвигают свои ноги крест-на­крест, на манер конской рыси, — так движет и человек крест-накрест четыре своих конечнос­ти, т. е., выбрасывая при ходьбе правую ногу впе­ред, вместе с нею выбрасывает он левую руку и т. д.

 

 

408. W. An. A. 14 v.

 

 

Опиши особенности внутренностей челове­ческой породы, обезьян и подобных им. Затем особенности львиной породы, затем рогатого скота и, наконец, птиц, и используй это описа­ние для трактата.

 

 

409. W. An. A. 14 v.

 

 

И ты, хотящий словами явить фигуру челове­ка во всех видах ее членения, оставь это намере­ние, потому что, чем более будешь ты углублять­ся в описание частей, тем более будешь смущать дух читателя и тем более будешь удалять его от знания описываемых вещей; потому необходи­мо рисовать и описывать.

 

 

Примечание

 

Словесному описанию Леонардо придавал лишь вспомогательное значение по отношению к ри­сунку. Об этом свидетельствует скупость и краткость текста в его анатомических рукописях. Словесное описание должно являться там, где рисунок бессилен, как самостоятельная задана оно почти никогда не имеется в виду.

 

 

410. W. An. II, 2 r.

 

 

Какими словами опишешь ты это сердце, не наполнив целой книги? И чем тщательнее и по­дробнее ты пишешь, тем больше будешь смущать ум слушателя.

 

 

411. W. An. I, 13 r.

 

 

И если скажешь, что лучше заниматься ана­томией, чем рассматривать подобные рисун­ки, ты был бы прав, если бы все эти вещи, пока­зываемые в подобных рисунках, можно было наблюдать на одном теле, в котором ты, со всем своим умом, не увидишь ничего и ни о чем не составишь представления, кроме разве как о нескольких немногих жилах, ради кото­рых я, для правильного и полного понятия о них, произвел рассечение более десяти тру­пов, разрушая все прочие члены, вплоть до мельчайших частиц уничтожая все мясо, нахо­дившееся вокруг этих жил, не заливая их кро­вью, если не считать незаметного излияния от разрыва волосных сосудов; и одного трупа бы­ло недостаточно на такое продолжительное время, так что приходилось работать последо­вательно над целым рядом их, для того, чтобы получить законченное знание; что повторил я дважды, дабы наблюсти различия. И если даже ты имел бы любовь к предмету, тебя, быть мо­жет, отшатнуло бы отвращение, и даже если бы не отшатнуло оно, то, может быть, тебе поме­шал бы страх находиться в ночную пору в об­ществе подобных разрезанных на части, обод­ранных, страшных видом своим мертвецов: и даже если это не помешало бы тебе, быть мо­жет, будет недоставать тебе точность рисунка, необходимая в подобных изображениях. И ес­ли бы ты овладел рисунком, у тебя не было бы еще знания перспективы, и даже если бы рису­нок и сопровождался знанием последней, то требовался бы еще строй геометрического до­казательства и метод расчета сил и крепости мышц. И, может быть, терпения не хватит у те­бя, и ты не будешь прилежен. Обладал ли я этим всем, или нет — об этом дадут ответ 120 мною составленных книг, причем не мешали мне ни корысть, ни нерадение, а только время. Прощай.

 

 

Примечание

 

Подобные рисунки — т. е. рисунки Леонардо. Отрывок является своеобразной апологией Леонардовых рисунков. К самостоятельным анатомическим вскрытиям Леонардо приступил после внимательно­го изучения анатомических текстов и рисунков своих предшественников. Наиболее распространенным во времена Леонардо был анатомический трактат Мондино (1316, первое печатное издание: Болонья, 1478). Он служил обычно учебником и в значительной мере был основан на сочинениях арабов, хотя его автор и сам производил вскрытия. Известны также были Ле­онардо знаменитая хирургия Гюи де Шолиака, физи­ологические и медицинские труды Эгидия Колонны, Альберта Великого, Авиценны. Из древних он упоми­нает Галена, Плиния, Цельса, Аристотеля и Гиппокра­та. Сличая рисунки одной и той же части тела, сделан­ные Леонардо в разное время, нетрудно наблюдать постепенный их прогресс. Период занятий анатомией охватывает всю жизнь Леонардо: первая рукопись (W. Аn. I)относится к 1484 г., последняя (W. An. IV)—к 1515г. Свои занятия Леонардо начал у Вероккио как художник, но был постепенно ув­лечен вглубь анатомической науки как таковой. Время — т. е. недостаток времени.

 

 

412. W. An. A. 4 v.

 

 

Прежде чем ты сделаешь мускулы, нарисуй вместо них нити, показывающие положение этих мускулов, которые своими концами будут кончаться в месте прикрепления мускулов к их кости. И это дает удобнейшее понятие, если ты хочешь мускулы изобразить все, один над дру­гим. И если будешь делать это иначе, чертеж твой окажется спутанным.

 

 

413. С. А. 270 r.

 

 

Где не живет пламя, не живет животное, кото­рое дышит.

 

 

Примечание

 

Гроте видел в этом и других отрывках при­ближение к кислородной теории горения. Однако нельзя просто подставить вместо воздуха кислород и получить современную теорию. Воззрение Леонар­до стоит в связи с древней теорией перехода стихий друг в друга, т. е. в частности воздуха в огонь.

 

 

414. С. А. 237 v.

 

 

Стихия огня непрерывно поглощает воздух, который частью питает ее, и оказалась бы в со­прикосновении с пустотой, если бы доследую­щий воздух не помогал заполнять ее.

 

 

415. С. А. 169 r. а.

 

 

Стихии переходят одна в другую.

 

 

416. W. An. B. 17. r.

 

 

Если легкое выгнало ветер и сократилось в объеме настолько, сколько было его у вышедшего из него ветра, надобно исследовать, отчего пространство камеры сократившегося легкого втягивает воздух, заполняющий ее прирост, — раз пустоты в природе нет.

И спрашивается, кроме того, чем воздух при расширении легкого выгоняется из своего вмес­тилища, каким путем выходит и что его прини­мает, когда он вышел.

Легкое всегда бывает все наполнено изве­стным количеством воздуха, даже когда вы­толкнуло оно тот воздух, который потребен для его выдоха; и когда освежается оно новым воздухом, то прикасается к ребрам груди, и последняя расширяет его немного и выпячи­вается, как видно и заметно это, если поло­жить руку на грудь при вдыхании — что грудь вздымается и опускается, в особенности при вздохе.

И природа так устроила, что подобная сила порождается ребрами, а не окружающей веще­ство легкого тканью, дабы от особенно боль­шого скопления воздуха, при каком-либо уси­ленном вздохе, такая ткань в итоге не разорва­лась и не лопнула... Кроме того этот воздух, теснимый легким и грудобрюшной прегра­дой, примыкает к камере, окружающей сердце, и там небольшое количество жидкости, кото­рое находится на дне этой камеры, поднима­ется и омывает все сердце, и так, постоянно, путем этого омовения, орошает она разженное сердце и делает так, что оно не совсем ис­сыхает от столь большого количества движе­ния.

 

 

Примечание

 

Легкое — il pulmone, следуя традиции своих предшественников, Леонардо всюду употребляет «лег­кое» в единственном числе, рассматривая легкое как один орган с двумя лопастями. Роль легких, по ста­рым воззрениям, сводилась к охлаждению свежим воздухом разгоряченной крови сердца и к доставле­нию материала, из которого в сердце вырабатыва­лись «жизненные духи». Первое мнение Леонардо разделял всецело (ср. 420), второе — частично, пола­гая, что известная часть вдыхаемого воздуха попадает в сердце. Наблюдения его были сделаны, по-видимо­му, исключительно на животных, и потому в анато­мических рисунках дыхательного аппарата челове­ка — ряд неточностей. Термин «вена» у Леонардо неустойчив: он обозна­чает и вену, и кровеносные сосуды вообще, включая артерии. Функциональное различие вен и артерий Леонардо, конечно, знал.

 

 

417. W. An. III, 10 v.

 

Сначала опиши все ветвления трахеи в лег­ком, затем ветвления вен и артерий порознь и затем все три в сочетании. Но следуй методе Птолемея в его космографии в обратном поряд­ке: сначала дай сведения об отдельных частях, и лучше затем уразумеешь целое в его сложе­нии.

 

 

418. С. А. 76 r.

 

 

Вырезывание ноздрей у лошадей есть вещь, достойная осмеяния. И глупцы эти соблюдают этот обычай, как будто полагая, что природа не предусмотрела необходимого, почему ее испра­вителями надобно быть людям. Она сделала два носовых отверстия, из коих каждое имеет поло­вину ширины трубки легких, откуда выходит дыхание, — и не будь этих отверстий, достаточ­но было бы рта для обильного этого дыхания. И если бы ты сказал мне: зачем сделала природа ноздри у животных, если достаточно дышать ртом? — отвечу тебе, что ноздри для того сдела­ны, чтобы пользоваться ими, когда рот занят же­ванием своей пищи.

 

 

419. W. An. II, 1 r.

 

 

Кажется мне невозможным, чтобы какой-либо воздух мог в сердце проникнуть по тра­хее, потому что тот, который ее наполняет, не вытесняет никакого воздуха ни из какой ее ча­сти, и происходит это благодаря плотному покрову, которым покрыты все ветвления тра­хеи, — ветвления, которые идут, делясь на мель­чайшие веточки вместе с мельчайшими веточ­ками жил.

 

 

420. W. An. I, 4 v.

 

 

Расширение легкого для того происходит, чтобы оно могло вдыхать воздух, коим могли бы освежаться вены, отходящие к нему от сердца.

 

 

421. W. An. В. 33 v.

 

 

Сердце как такое — не источник жизни, а сосуд, сделанный из плотной мускулатуры, оживляемый и питаемый артериями и вена­ми, подобно прочим мускулам. В самом деле, кровь и жилы, в нем очищающиеся, являются жизнью и питанием других мускулов; и такой оно плотности, что огонь едва может ему по­вредить, что видно на сожженных людях, у которых, когда кости их превратились в пе­пел, сердце еще внутри кроваво, и эту столь великую стойкость против жара природа про­извела в нем, чтоб оно выдерживало большой жар, порождаемый в левой стороне сердца кровью артерии, разжигающейся в этой ка­мере.

 

 

Примечание

 

Гален рассматривал ткань сердца как нечто отличное от мускулов, и ему следовал в этом Ави­ценна.

 

 

422. W. An. В. 12 r.

 

 

Чудесное орудие, изобретенное верховным художником.

Сердце, разрезанное в части, содержащей ду­хов, а именно в артерии, и в М забирает, или, вернее, отдает кровь артерии, и в устьи В осве­жается дуновением легких, и из С наполняет S — предсердия. N, плотный мускул, оттягивается на­зад и является первой причиной движения серд­ца, и, оттягиваясь назад, утолщается, и, утолща­ясь, сокращается и оттягивает все меньшие и большие мускулы и закрывает вход М и сокра­щает пространство, находящееся между основа­нием и верхушкой сердца, благодаря чему мо­жет опорожнить ее и втянуть в себя свежий воздух.

 

 

Примечание

 

Рисунок относится, по-видимому, к раннему периоду.

 

 

423. W. An. В. 11 r.

 

 

Сердце — зерно, производящее дерево жил, которые корни свои имеют в удобрении, т. е. в венах брыжейки, относящих получаемую кровь к печени, где затем питаются более крупные жи­лы печени.

 

 

424. W. An. B. 2 v.

 

 

Печень — управительница и распределительница жизненного питания человека.

Желчь — служанка и прислужница печени, которая все отбросы и излишки жидкости пи­щи, распределяемой печенью по членам, выме­тает и вычищает.  

 

       

425. W. An. В. 12 r.

 

 

Теплота рождается из движения сердца, и это подтверждается тем, что чем скорее движется сердце, тем более распространяется теплота, как нас учит о том пульс лихорадящих, приводимый в движение биением сердца.

 

 

426. W. An. II, 17 v.

 

 

В сердце — четыре желудочка, а именно — два верхних, называемых ушками, и под ними — два нижних, правое и левое, называемые желудоч­ками.

Примечание

 

По-видимому, Леонардо под верхними желу­дочками, или ушками, разумел и предсердия, и auricu­lae cordis.

 

427. С. А. 119 r.

 

 

Природа устроила в человеке служебные мус­кулы, тянущие сухожилия, которые способны двигать члены сообразно воле и желанию обще­го чувства, наподобие служителей, распределен­ных господином по разным провинциям и горо­дам, которые представляют в этих местах и ис­полняют волю этого господина. Служитель этот, раз исполнив повеление, полученное им из уст его господина, будет затем сам, в однородном случае делать то, что не будет отступать от воли его господина.

Так часто бывает с пальцем, который, усвоив с великим послушанием вещь на одном инстру­менте, согласно приказаниям суждения [судящей способности], после усвоения этого исполнит ее без того, чтобы суждение обращало на нее свое внимание.

Мускулы, движущие ноги, не выполняют ли и они своей функции без знания о них чело­века.

 

 

428. W. An. В. 2 а.

 

 

Сухожилия с мускулами своими служат нер­вам, как солдаты своим кондотьерам, и нервы служат общему чувству, как кондотьеры капита­ну; и общее чувство служит душе, как капитан своему господину.

 

 

Примечание

 

Сухожилия — nervi, нервы — corde.

 

 

429. W. An. I, 2.

 

 

И напоминаю тебе, что анатомия нервов не даст тебе расположения их разветвлений, ни того, в каких мускулах они ветвятся, если вымачивать тела в проточной или известко­вой воде; ибо, хотя начало их бывает доступно твоему наблюдению без такой воды, как и с нею, — разветвления их соединяются струёй воды в одно, не иначе, как расчесываемый для пряжи лен или пенька, сплетенные в пучок, так что невозможно обнаружить вновь, в ка­кие мускулы или какими и сколькими ответв­лениями в названные мускулы проникают нервы.

 

 

Примечание

 

Вымачивание в проточной воде рекомендо­вали предшественники Леонардо — Мондино, Гюи де Шолиак, Беренгарио. Последний, в частности, пред­полагал, что соединение нервов со спинным мозгом может быть изучено только при условии вымачива­ния трупов в воде.

 

 

430. W. An. III, 11 r.

 

 

О члене. Связан он с разумом человеческим и имеет иногда разум сам по себе, и хотя бы воля человека хотела его возбудить, оказывается он упрямым и делает по-своему, иногда двигаясь са­мовольно, без дозволения или помышления че­ловека; как спящий, так и бодрствующий делает, что хочет, и часто человек спит, а он бодрствует, во многих же случаях человек бодрствует, а он спит; во многих случаях человек хочет его при­менить, а он не хочет, во многих случаях он хо­чет, а человек ему запрещает. Поэтому кажется, что это живое существо часто имеет душу и от­дельный от человека разум, и кажется, что на­прасно человек стыдится называть его, не говоря уже о том, чтобы его показывать, а наоборот, все­гда его закрывает и прячет, его, который должен бы быть украшаем и торжественно показываем, как правитель.

 

 

431. R. 839.

 

 

Как нервы иногда действуют сами по себе, без приказания других служителей души.

Это ясно обнаруживается, поскольку видишь, что паралитики и озябшие и закоченевшие движут дрожащие свои члены, голову и руки, без ве­дома души, которая всеми своими силами не сможет воспрепятствовать этим членам дро­жать. То же самое случается при падучей болез­ни и с отрезанными членами, каковы хвосты ящериц.

 

 

432. W. An. V, 21 r.

 

 

Лягушка сохраняет жизнь в течение не­скольких часов после удаления головы и серд­ца и внутренностей, но если проколешь спин­ной мозг, она немедленно же скорчивается и умирает.

 

 

Примечание

 

То же повторено, с некоторыми модификациями, на оборотной стороне листа: «Лягушка тотчас же умирает, если проколоть ее спинной мозг, хотя до то­го она жила без головы, сердца и каких бы то ни бы­ло внутренностей и кожи. И потому кажется, что здесь находится основание движения и жизни». Это — первые экспериментальные наблюдения над центральной нервной системой со времени Галена. Вывод Леонардо неточен. При поражении спинного мозга поражается центр рефлекторных движений, и животное кажется мертвым. Видоизменяя экспери­мент, можно было бы убедиться, что биение сердца и сокращение мускулов при раздражении их нервов еще продолжаются некоторое время.

 

 

433. W. An. V, 7 r.

 

 

Сделай две отдушины в отростках больших желудочков и впусти растопленный воск, сделав отверстие в мемории, и через это отверстие наполни три желудочка мозга, и когда воск за­стынет, раскрой мозг и увидишь точную форму трех желудочков. Но сначала вставь тонкие трубки в отдушины так, чтоб воздух из желудоч­ков мог выйти вон, уступая место впускаемому воску.

 

 

Примечание

 

Большие желудочки с отростками (рогами) оба боковых желудочка, мемория — четвертый желудо­чек. Этот способ инъекций представляет большие трудности, и понятно, что рисунки не вполне точны. Но Леонардо — первый, кому пришла в голову мысль прибегнуть к инъекциям мозговых полостей. Он же предложил инъекцию через infundibulum cerebri, лишь в 1878 г. повторенную Велькером. Немногочисленные случаи анатомических инъекций до Леонардо следую­щие: Гален (церебральные сосуды, наполняемые возду­хом через трубку), Алессандро Джилиани из Персичето (кровеносные сосуды, наполняемые жидкостями различных цветов; первая половина XIV века). Инъек­ция почечных вен, произведенная Яковом Беренгарием, относится уже ко времени после смерти Леонардо (комментарий к «Анатомии» Мундино, Болонья, 1521). Полагать, как Холль, что Леонардо прибегал к инъек­ции кровеносных сосудов, нет оснований.

 

 

434. W. An. V, 6 v.

 

 

Если разрежешь луковицу посредине, смо­жешь увидеть и сосчитать все круговые слои и оболочки, покрывающие центр луковицы. Так же точно, если хочешь рассечь человеческую го­лову, сначала разрежешь волосы, затем кожу, за­тем мускулистое мясо и надчерепную оболочку, затем череп и внутри его твердую и мягкую моз­говую оболочку и мозг, засим опять твердую и мягкую оболочку и дивное сплетение, и осно­вание, и кость.

 

 

Примечание

 

Этот текст вместе с рисунком относится к раннему периоду. На следующем листе (7 г.) Леонар­до дает более точное изображение мозговых желудоч­ков. Боковые он считает за один и называет impressiva, третий — sensus communis, четвертый — memoria. Когда Леонардо перешел к представлению о парности боковых желудочков — неясно. До него обычно изоб­ражались три, расположенных друг за другом, желу­дочка (так еще в ряде изданий 1490—1504 гг.). Пар­ность примитивно изображена у Пейлигка и у Хундта (оба издания — в Лейпциге 1499 и 1501 гг.).

 

 

435. W. An. В. 13 r.

 

 

Нашел я в составе человеческого тела, что из всех составов животных оно имеет наиболее ту­пые и грубые ощущения и состоит из органов менее проницательных и из участков, менее восприимчивых к способности ощущения; я увидел, что у породы львов чувство обоняния имеет долю субстанции мозга и в ноздри спуска­ется емкое вместилище, навстречу чувству обо­няния, которое меж большого числа хрящева­тых мешочков идет многими путями навстречу названному мозгу.

Глаза у львиной породы имеют вместилищем большую часть головы их, и зрительные нервы непосредственно соединяются с мозгом; у чело­века наоборот — полости глаз составляют ма­лую часть головы и зрительные нервы тонки, длинны и слабы и слабым действием видят днем и ночью [еще] хуже, а названные животные ви­дят ночью как днем, и знак того — что ночью идут на добычу, а днем спят, как делают и птицы ночные.

 

 

436. С. А. 90 r.

 

 

Общее чувство есть то, которое судит о ве­щах, данных ему другими чувствами.

(Общее чувство приводится в движение по­средством вещей, данных ему другими пятью чувствами.

И чувства эти приводятся в движение посред­ством предметов, посылающих изображения свои пяти чувствам, от которых передаются они воспринимающей способности, а от нее обще­му чувству, и оттуда, судимые, посылаются памя­ти, в которой, смотря по силе, сохраняются бо­лее или менее.

Пять чувств следующие: зрение, слух, осяза­ние, вкус, обоняние.)

Старые исследователи заключили, что та часть суждения, которая дана человеку, произ­водима орудием, с которым пять чувств сно­сятся посредством воспринимающей способ­ности, и этому орудию дали они имя общего чувства, — и говорят, что чувство это находит­ся в середине головы. И это имя общего чувст­ва прилагают они только потому, что оно яв­ляется общим судьей всех прочих пяти, т. е. зрения, слуха, осязания, вкуса и обоняния. Об­щее чувство приводится в движение воспри­нимающей способностью, лежащей между ним и чувствами. Воспринимающая способ­ность приводится в движение подобиями ве­щей, деваемыми ей наружными органами, т. е. чувствами, лежащими между внешними веща ми и воспринимающей способностью, и в свою очередь чувства приводятся в движение предметами. Подобия окружающих предметов посылают подобия свои чувствам, чувства пе­редают их воспринимающей способности, воспринимающая способность посылает их к общему чувству, и им они укрепляются в па­мяти, и здесь сохраняются более или менее, в зависимости от важности и силы данных ве­щей.

То чувство быстрее в своем служении, кото­рое ближе к воспринимающей способности; та­ков глаз, верховник и князь прочих, о котором мы только и будем говорить, а прочие оставим в стороне, дабы не отклоняться от нашей мате­рии.

 

 

Примечание

 

В круглых скобках — вычеркнутое самим Ле­онардо. Учение о локализации душевных способнос­тей в желудочках мозга восходит к Герофилу (330— 250 до н. э.) и может быть прослежено у Посидония, Немезия, арабов и в западноевропейском средневе­ковье вплоть до Мондино (1275— 1362) и Гюи де Шолиака (XIV век). Обычная схема такова: I желудочек: воображение и об­щее чувство (imaginativa, sensus communis) II желудочек: суждение и мыш­ление (aestimativa, cogitativa) III желудочек: память (memoria)
В W. An. V. 15 Леонардо дает: I желудочек: воспринимающая способность (impressiva), интеллект (inteUetto) II желудочек: общее чувство (senso commune), воля (voluntà) III желудочек: память (memoria)

 

 

437. W. An. В. 2 r.

 

 

Душа, по-видимому, находится в судящей части, и судящая часть, по-видимому, в том ме­сте, где все чувства сходятся и которое имену­ется общим чувством; и не вся во всем теле, как многие думали, но вся в этой части; потому что, если б она была вся во всем и вся в каждой части, органам чувств не было бы необходи­мости сходиться в одно место, но достаточно было бы глазу выполнять функцию ощущения на поверхности своей и не посылать по зри­тельным нервам подобий видимых вещей к чувству, ибо душа на основании вышесказан­ного могла бы постигать их на этой поверхно­сти глаза. И сходно для чувства слуха, — доста­точно раздаться звуку в сводчатых полостях каменистой кости, находящейся внутри уха, и не совершать никакого перемещения от этой кости к общему чувству, где он соединяется и имеет идти к общей судящей части. Чувство обоняния также видится понуждаемым к схож­дению в названную судящую часть; осязание проходит по полым нервам и переносимо к этому чувству по нервам, которые идут, рас­пространяясь бесчисленными разветвлениями в коже, покрывающей телесные члены и внут­ренности.

 

 

Примечание

 

Общее чувство локализуется в среднем желу­дочке, вопреки средневековой традиции (ср. преды­дущее примеч.) и сближается с судящей способнос­тью (aestimativa). Леонардо, по-видимому, удалось ус­тановить, что большинство черепных нервов не сходится в области переднего желудочка. Сольми толкует: судящая часть = интеллект, общее чувство = мозг. (!)

 

 

438. W. An. B. 10 v.

 

 

Один старик, за несколько часов до своей смерти, говорил мне, что ему больше ста лет и что он не чувствует в себе никакого изъяна, разве только недостаток сил, и так, сидя на по­стели, в госпитале Санта Мариа Нова во Фло­ренции, без какого-либо движения и иного ка­кого знака недомогания, отошел он из этой жизни.

И сделал я его анатомию, дабы увидать при­чину столь тихой смерти, и увидал, что про­изошла она от слабости, вызванной недостат­ком крови в венах и артериях, питавшей серд­це и другие подчиненные органы, которые нашел я чахлыми, изможденными и иссох­шими.

 

 

Примечание

 

Во Флоренции, большую часть времени, ког­да здесь находился Леонардо, не было университета: в 1472 г. Studium generale было перенесено в Пизу. Свои анатомические вскрытия Леонардо производил при названном в тексте госпитале Санта Мария Нова, ос­нованном в 1255 г. При госпиталях же практически занимались анатомией и другие флорентийские ху­дожники, например, Микеланджело — при госпитале церкви св. Духа. Сообщение, по всей вероятности, от­носится ко второму пребыванию Леонардо во Фло­ренции (после 1503 г.).

 

 

439. W. An. B. 10 v.

 

 

Старые люди, живущие во здравии, умирают от недостаточного питания, вызываемого тем, что доступ ему в жилы брыжейки все стесняется от постепенного утолщения стенок жил вплоть до волосных сосудов, которые первые закупори­ваются совершенно, и от этого происходит, что старые больше боятся холода, чем молодые, и у тех, кто очень стар, кожа имеет цвет дерева или сухих каштанов, так как кожа такая почти сов­сем лишена питания.

    И эта оболочка жил производит у человека то же, что у померанцев, у которых кожура делает­ся тем более толстой, а мясо тем более скудным, чем они старше становятся. И если бы ты сказал, что загустевшая кровь не бежит больше по жи­лам, то это неверно, потому что кровь в жилах совсем не густеет, непрестанно умирая и обнов­ляясь.

 

 

440. W. An. III, 7 r.

 

 

О мужском члене, который, когда тверд — толст, длинен, плотен и тяжел, и когда мягок — тонок, короток, рыхл, т. е. мягок и слаб. Это да­ет основание полагать, что здесь не прибавля­ется ни мяса, ни воздуха, а артериальная кровь, которую видел я у мертвых, у которых член стоит, потому что многие так умирают, в осо­бенности повешенные, анатомию коих я на­блюдал...

 

 

Комментарий

 

 

Космогонические в геологические размышления Леонардо связаны с его размышлениями о человеке. Ибо чем иным является сам человек, как не малым ми­ром, и анатомия не есть ли космография малого мира? (395). Набрасывая планы анатомических сочинений и наблюдений (396-397), внося в свои рукописи эмб­риологические заметки (398-400), давая указания, как исполнять анатомические рисунки (401-402), наме­чая планы сравнительно-анатомических наблюдений и описаний (403-409), анализируя роль словесного описания (410) и рисунков (411), Леонардо справедли­во гордится своими рисунками, суммирующими десят­ки анатомических вскрытии (411). Отрывки о мускулах (412), о горении, дыхании и дыхательных органах (413-420), о сердце и печени (421-426), о нервах (427-429), о произвольных и непроизвольных движе­ниях (430-432), о строении мозга и черепа (435-437) дают конкретное представление о его анатомических и физиологических занятиях. Три последующих отрывка (438-440) особенно интересны прямым указа­нием на анатомические вскрытия, производившиеся самим Леонардо.

 

 


Перевод Зубова В.П.

 

 





 
Дизайн сайта и CMS - "Андерскай"
Поиск по сайту
Карта сайта

Проект Института новых
образовательных технологий
и информатизации РГГУ