Новости
Произведения
Галерея
Биографии
Curriculum vitae
Механизмы
Библиография
Публикации
Музыка
WEB-портал
Интерактив


О КОМПОЗИЦИИ КАРТИHЫ КВАТРОЧЕHТО. 4


Главная  →  Публикации  →  Проблемные статьи  →  Данилова И. От средних веков к Возрождению. Сложение художественной системы картины Кватроченто. М. - Искусство, 1973. С. 35 - 49, С. 50 - 62, С. 81 - 93  →  О композиции картины Кватроченто. 4

Используя геометрическую схему Альберти, можно было бы интерпретировать композицию "Тайной вечери" в виде двух зрительных пирамид, примыкающих друг к другу основаниями и имеющих вершины: одну - в глазу зрителя, вторую - в глазу главного героя, представленного во фреске. При этом сама поверхность изображения мыслится "как если бы она была прозрачным стеклом" или как прозрачная завеса, о которой часто говорится и в трактате Альберти и у Леонардо. И через эту прозрачную плоскость, как бы затягивающую воображаемый проем в стене, зритель видит трапезную, где происходит написанная Леонардо сцена; и через этот же самый проем, но находясь по другую сторону от него, главный герой представленной сцены видит, или, во всяком случае, может видеть, реальное пространство трапезной. При этом перспективные линии написанной архитектуры являются как бы зримым воплощением невидимых зрительных лучей, образующих грани зрительной пирамиды. Альберти не менее наглядно представлял себе и вторую пирамиду, подобную изображенной и находящуюся в реальном пространстве перед изображением. "Что это так, - пишет Альберти, - доказывает всякий живописец, когда он сам отходит от того, что пишет, толкаемый на то самой природой, словно он ищет вершину и угол пирамиды, откуда он собирается лучше разглядеть то, что им написано". Точка схода перспективных линий, в которую Леонардо помещает голову Христа, и глаз воображаемого идеального зрителя соединены "центральным лучом". Центральный луч, пишет Альберти, "это тот единственный луч, который упирается в протяжение (то есть зрительную плоскость.- И. Д.) так, что все углы, во все стороны, друг другу равны". То есть он проходит строго перпендикулярно плоскости картины. Симптоматично, что для Альберти этот луч является главным не только в геометрическом, но до некоторой степени и в семантическом отношении: "Это единственный луч, самый сильный и самый яркий из всех [...] теснимый другими лучами, он последним покидает видимый предмет, почему его по праву можно именовать князем всех лучей".





 
Дизайн сайта и CMS - "Андерскай"
Поиск по сайту
Карта сайта

Проект Института новых
образовательных технологий
и информатизации РГГУ