Новости
Произведения
Галерея
Биографии
Curriculum vitae
Механизмы
Библиография
Публикации
Музыка
WEB-портал
Интерактив


10


Главная  →  Публикации  →  Проблемные статьи  →  Алпатов М. Этюды по истории западно-европейского искусства. - М. Академия художеств СССР, 1963. С. 56 - 74.  →  10

Начиная с Вазари и до нашего времени "Джоконда" была предметом разноречивых толкований, едва ли не каждое поколение, каждый автор пытались прочесть в ее лице новое содержание. Нет необходимости приводить все эти мнения и оспаривать их. Но самый факт, что именно это произведение Леонардо стало предметом таких разногласий, вряд ли случаен. Сама картина дает для этого основания.

В годы молодости Леонардо в итальянской живописи преобладал тип профильного женского портрета, четко ограниченного чертой, дающей как бы окончательное понятие о человеке. Неудовлетворенный этим типом, Леонардо стремится к раскрытию противоречивой сложности своего образа. Строго говоря, самое лицо Джоконды отличается сдержанностью и спокойствием, в нем едва заметна та улыбка, которая создала ей мировую славу и которая позднее стала непременной принадлежностью произведений школы Леонардо. Но в мягко тающей дымке, окутывающей лицо и фигуру, Леонардо удалось дать почувствовать беспредельную изменчивость человеческой мимики. Хотя глаза Джоконды внимательно и спокойно смотрят на зрителя, благодаря затененности ее глазных впадин можно подумать, будто они чуть хмурятся; губы ее сжаты, но около их уголков намечаются едва уловимые тени, которые заставляют поверить, что каждую минуту они разомкнутся, улыбнутся, заговорят. Самый контраст между пристальным взглядом и полуулыбкой на устах дает понятие о противоречивости ее переживаний. Не напрасно Леонардо мучил свою модель долгими сеансами. Как никто другой, он сумел передать в этой картине тени, оттенки и полутона, и они рождают ощущение трепетной жизни. Недаром Вазари казалось, что на шее у Джоконды видно, как бьется жилка.

В портрете Джоконды Леонардо не только в совершенстве передал тело и окутывающую его воздушную среду. Он вложил в него еще понимание того, что требуется глазу, чтобы картина производила гармоническое впечатление, вот почему все выглядит так, будто формы закономерно рождаются одна из другой, как это бывает в музыке, когда напряженный диссонанс разрешается благозвучным аккордом. Джоконда превосходно вписана в строго пропорциональный прямоугольник, полу фигура ее образует нечто целое, сложенные руки придают ее образу завершенность. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего "Благовещения". Впрочем, как ни смягчены все контуры, волнистая прядь волос Джоконды созвучна прозрачной вуали, а брошенная через плечо свесившаяся ткань находит себе отзвук в плавных извивах далекой дороги. Во всем этом Леонардо проявляет свое умение творить согласно законам ритма и гармонии.

Можно пожалеть, что в Джоконде исчезла наивная прелесть профильных портретов XV века, что ей не хватает сердечной простоты женских портретов Рембрандта. Зато Джоконда всегда будет привлекать к себе тем, что, сохраняя предельную зоркость глаза и точность выполнения, Леонардо раскрыл в ней неведомую до него возможность постижения душевного мира человека. И хотя в лице Джоконды многое остается намеком, а безлюдный, скалистый пейзаж ее носит фантастический характер, картина делает глаз предельно чутким и, расширяя шкалу его впечатляемости, радует сознанием того, что в мире нет таких загадок, которые не могли быть разрешены человеком.

"Джоконда" - это настоящее чудо живописного мастерства. Леонардо трудился над дней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура; и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам. "Джоконда" выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зеленых тонах дали. Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы. Вот почему в огромном музее, каким является Лувр, его Квадратный зал, в котором искони висит этот шедевр, так властно привлекает к себе зрителя, и он не может оторваться от стены, с которой на него взирает это мало привлекательное и своими внешними чертами и внутренним холодом существо, наделенное почти сверхъестественной силой воздействия.





 
Дизайн сайта и CMS - "Андерскай"
Поиск по сайту
Карта сайта

Проект Института новых
образовательных технологий
и информатизации РГГУ